О ЧЕМ КИНО: город Пермь. Бывший методист библиотеки при судоремонтном заводе Виктор Служкин (Константин Хабенский) устраивается в школу учителем географии. Языкастого выпускника биологического факультета Уральского университета уволили за то, что, по его словам: “Жег глаголом – обозвали балаболом!”. Он – типичный неудачник, которого не любит жена (Елена Лядова) и, к тому же, выпивоха! Его одноклассник и друг, помощник депутата Максим Будкин (Алесандр Робак) спит с его супругой, а Виктору достаются “объедки” со стола Будкина – влюбленная в Максима директорша детсада и эффектная педагог немецкого Кира Валерьевна (эта – в состоянии алкогольного опьянения). Услышав, что его ученики говорят о нем: “Наш географ – алкаш конченный, ему даже жена не дает!”, Служкин, в современном стиле, играет в карты с учеником “на интерес”. Ставкой становится сплав на плоту по бурной реке. Проведя турпоход в состоянии “делириум тременс” (белая горячка) “педагог” заставляет детей о многом задуматься….
ПОЧЕМУ СТОИТ СМОТРЕТЬ? Вопреки восторженным откликам критиков об этом фильме, мое отношение к нему сугубо отрицательное. Книга Алексея Иванова описывает времена застоя и по атмосфере действительно перекликается с киноклассикой навроде “Осеннего марафона” и “Доживем до понедельника”. Вот только времена нынче другие и режиссер перепутал их, как в песне Окуджавы. Дети стали теперь жестче. Поэтому, в отличие от того же Лукашина из “Иронии судьбы…” , алкаш Служкин, не обремененный интеллектом – явно не пример подражания для старше-классников, как бы в этом нас не пытался убедить режиссер Велединский. Полностью похоронить фильм желчью уничижительных слов мне мешает прекрасная игра Елены Лядовой в роли Нади, жены Служкина. Талантливая актриса уверенно прорывается в высший эшелон звезд российского кино!
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: не люблю актера Константина Хабенского и поражаюсь – как этот “человек из массовки” вообще получает какие-никакие главные роли. Понятно, что изображать супергероев ему не суждено по причинам сугубо физиологическим, но и “маленький человек” в его трактовке – это, скорее, существо жалкое, убогое и недалекое. В этом фильме есть что играть, драматургический материал – прекрасный, но Хабенский – не Андрей Мягков и безбожно переводит серьезное и драматическое в пошлое и мерзкое. Когда 10-класница на вопрос подруги: “Как географ?” отвечает: “Я бы вдула!”, хочется, глядя на неказистого исполнителя главной роли, сказать: “Не верю!”. То же самое хочется кричать, когда Служкину пытаются “дать” эффектная педагог немецкого и особенно школьница Маша, ради вожделенного коитуса с “супер-мачо” Служкиным, распускающая волоса и отважно отхлебывающая водки из горла…Честно говоря, никакого запаха свободы в этих безнравственных упражнениях я не увидал, и даже дружбан Служкина, безнравственный Будкин более искренен в своих меркантильных устремлениях.
Любительское исполнение нищим песни “Я свободен” группы Aria в электричке выглядит прикольным Ю-тубовским роликом, не более. Если автор хотел сказать своим фильмом, что во времена СССР все были несвободны и только алкоголизм позволял на время забыться – ничего нового он не открыл. Вот, только, дети в те времена – это было святое и, если наша страна еще до сих пор не провалилась в тартарары – так это благодаря людям, воспитанных в те времена! А что принесут нам воспитанники перестроечных времен – мы узнаем совсем скоро. Через 5-10 лет.
Специально для STARBOM.com Николай Лежнев