Мультфильм «Ветер крепчает» был представлен на Венецианском фестивале 2013 году, где великий мастер анимации объявил, что эта лента будет завершающей в его творческой карьере. Хотя метр уже давно грозился оставить анимацию и его последние работы уже трактовали как завещание, но каждый раз поклонники вздыхали с облегчением – гений остается.
“Я верю, что детские души наследуют историческую память предыдущих поколений. Просто по мере взросления и познания мира этой памяти становиться все меньше и меньше. И если я сумею сделать фильм, который пробудит ее, то умру счастливым человеком”(Х. Миядзаки).
Миядзаки обладатель статуэтки «Оскар» и «Золотой медведь» и многих других престижных наград. По всему миру созданы множество клубов ценителей его творчества, в социальных сетях созданы сотни групп любителей удивительных миров аниме Хаяо Миядзаки. Мультфильмы великого мастера аниме – настоящая энциклопедия полетов мысли, в них собрано все и трогательная грусть, и безудержное веселье, но главное в этих мультфильмах – детская открытость миру. Именно такой является анимационная манга «Ветер крепчает» которая находит дорогу к сердцам не только маленьких зрителей, но и взрослых.
«Ветер крепчает» уже с успехом прошла в прокате во многих странах Европы, Азии и Америки где собрал свыше $100 мл. Такжа картина была номинирована на премию «Оскар» 2014.
Мультфильм, которым Хаяо Миядзаки официально прощается с режиссурой анимации, на первый взгляд отличается от всего, что он делал раньше, реализмом. Однако в нем собрано все, что дорого японскому чудотворцу: столкновение реального и фантазийного, полеты и трогательные девочки, техника и природа.
Сын и племянник изготовителей деталей для самолета A6M Zero, Миядзаки сделал главным героем мультфильма «Ветер крепчает» Дзиро Хорикоси, создателя этого легендарного и, можно сказать, трагического истребителя, который чаще вспоминают не за маневренность и красоту, а в связи с пилотировавшими его сотнями летчиков-камикадзе. Дзиро предстает здесь юношей, который дважды видит мир иным: сквозь диоптрии круглых очков и благодаря живительной силе воображения.
Чертежи на столе превращаются в разрывающие потоки воздуха прототипы: первые и главные испытания создаваемые героем конструкции проходят в его голове. Не этим ли занимается всю жизнь и Миядзаки: оживляет рисунки, заставляет лететь то, что вряд ли полетело бы в иных руках? Сочленения несущих конструкций, узлов крепления, элеронов, лонжеронов, нервюр оживают на экране, воплощая нереализованные детские мечты автора и зрителя.
Другой прототип героя — писатель Тацуо Хори, в чьей одноименной с мультфильмом и отчасти автобиографической повести умирала в туберкулезном санатории молодая героиня.
Название Тацуо Хори позаимствовал из строчки в стихотворении Поля Валери «Кладбище у моря»: «Крепчает ветер!.. Значит, жить сначала!»
В мультфильме похожую девушку с похожей судьбой Дзиро встретит на горном курорте, одним из постояльцев которого окажется иностранец Касторп — постаревший герой «Волшебной горы» Томаса Манна. Миядзаки творит мир, полный аллюзий, культурных перекличек, светлой грусти и тяжелых мыслей, воздуха.
Здесь находится место размышлениям о крахе империи, милитаристский раж которой соседствует с тем, что самолеты для испытаний доставляют к летному полю с завода волоком — три дня на быках.
Здесь герой во время командировки влюбленно любуется цельнометаллическими творениями профессора Юнкерса и замирает на заснеженной немецкой улице, чтобы послушать «Зимний путь» Шуберта. А в это время чернорубашечники гонят кого-то по улице — и вот уже в тревожном звоне разбитого стекла можно узнать Хрустальную ночь.
Рисуя реалистический мультфильм о катастрофе войны, Миядзаки ступает на почву своего товарища и сооснователя студии Ghibli Исао Такахаты, режиссера «Могилы светлячков» — пронзительной истории о сиротах, безуспешно пытавшихся выжить летом 1945-го. Та история начиналась с сотен «летающих крепостей» B-17, направлявшихся бомбить Кобе.
У Миядзаки бомбардировщики в общих снах Дзиро и его небесного наставника Капрони катают по небу развеселую публику, ведь реальный Джанни Капрони одним из первых переделывал бомбардировщики в гражданские самолеты, а Хуго Юнкерс мечтал о том, что авиация разрушит границы между народами. Так вечно молодой японский романтик и модернист противопоставляет банальности мирового зла сновидческие планеры, что уносят в небо поэтичных пилотов и их беспечных пассажиров.
По материалам “Аврора Фильм”