О ЧЕМ КИНО: стареющая актриса Робин Райт (Робин Райт) получает предложение от главы киностудии “Мирамаунт” Джеффа Грина (Дэнни Хьюстон). Он предлагает ей последний контракт в ее жизни: “То что было раньше: попойки, наркотики, пропуски съемок – в прошлом! Мы в “Мирамаунт” хотим оцифровать твой образ и владеть им! Нам нужна Дженни из “Форрест Гамп”. Ты должна провести полдня на сканировании, затем никогда и нигде больше не сниматься и можешь отправляться в путешествие по свету.” Несмотря на удивительную привлекательность оферты, Робин соглашается только потому, что ей необходимо вылечить любимого сына Аарона, страдающего болезнью Ашера… 20 лет спустя. Робин едет на Футурологический Конгресс как почетная гостья. Для существования в виртуальной реальности форума ей вручают личную ампулу со специальным химическим галлюциногеном. Джефф Грин предлагает ей новый контракт на 20 лет с дополнительным условием – Робин можно будет пить как кока-колу, есть как омлет и нюхать как наркотик! Во время своего выступления на Конгрессе Робин, неожиданно для организаторов, заявляет о пагубности перехода людей на химические препараты. И начинается хаос…
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: роман польского фантаста Станислава Лема “Футурологический конгресс” о приключениях командора Йона Тихого, был написан в далеком 1971 году, но Ари Фольману, режиссеру и сценаристу в одном лице, удалось значительно освежить сюжет. Как жаль, что такую хорошую историю не удалось воплотить в полной мере! В первую очередь – из-за недостатка нормальных денег на постановку. Так и представляю себе в главной роли Анджелину Джоли – настоящую кинозвезду и реально медийную особу. Это была бы конфетка! Робин Райт на главную роль очевидно была выбрана исходя возможностей бюджета, так как она не является особой способной привлечь зрителя и не может похвастаться выдающейся актерской игрой. Несмотря на довольно внушительную фильмографию, более всего Райт известна как «бывшая жена Шона Пенна» и это многое может рассказать о ее даровании.
Дав героине имя играющей ее актрисы, и назвав студию «Miramount» (аналогия очевидна), сценаристы рассматривают вполне насущные вопросы соотношения актерской игры и человеческой личности. Агент Робин, Эл (Харви Кайтел), искушающий ее, показывает оцифрованную актрису Мишель Уильямс и когда Робин восклицает: “Но они делают это с ней без спроса!” следует жесткий ответ: “А тебя кто-то спрашивал во время съемок? Тебе говорят – либо ты берешь роль либо не получаешь денег! А в этом случае тебе не придется целоваться с актером у которого дурно пахнет изо рта! Это твой путь к свободе!”. Сдавшаяся Робин соглашается, но с оговорками: “Нет нацистам и Холокосту, фантастике и порнухе”! И Джефф Грин додавливает ее своим прагматизмом: “Я обещаю, если ты согласишься на фантастику, я оставлю тебя молодой – 32-летней и гонорар будет в 6 раз больше”. Забавно, но на его стороне выступает малолетняя дочка Робин, Сара: “И правда, мама! Почему бы тебе не сыграть в фильме про Холокост? За такие фильмы дают премии даже третьесортным актрисам!”.
Единственным слабым местом картины является чрезмерно затянутая анимационная вставка, решенная в духе “Желтой подводной лодки”. Если герой Дэнни Хьюстона, Джефф Грин постоянно говорит о визуальном совершенстве оцифрованных актеров, хотелось бы и в фильме Фольмана увидеть не только двухмерную графику. При этом режиссер нашел остроумный выход из положения в котором очутилась Робин Райт. Она упорно пытается найти своего сына Аарона, который ушел в виртуальный мир и теперь не ясно – как он выглядит, а он теперь не знает – как выглядит она. Красный воздушный змей, который Аарон запускал в детстве, служит в данном случае как красное знамя на последнем оплоте человечности…
Резюме: “Конгресс» – это типичный представитель сегмента под названием «арт», являющийся самым востребованным продуктом на кинофестивалях. Если первый час своей картины Ари Фольман еще удерживается в повествовательных рамках, которые позволяют выстраивать логику происходящих событий и считывать подтекст, то вот после пересечения 60-тиминутной отметки «Конгресс» превращается в нечто, что смотреть довольно трудно, если не сказать больше. Возможно, не будь доля анимационной вставки столь огромной в общем экранном времени, то фильм получился бы более «готовым к употреблению».
Специально для STARBOM.com Николай Лежнев