О ЧЕМ КИНО: рабочий город конца XX века. Четверо друзей – Гера (Алексей Манцыгин), Лыков (Александр Новин), Грех (Артем Быстров) и Шорох (Павел Ворожцов) служат в ОМОНе. Днем они лупят дубинками митингующих заводчан – соседей по району а то и своих отцов, а по вечерам “щемят” членов группировки авторитета Буца (Артур Смольянинов). Но самого Буца никак поймать не удается, хотя ребята на своей “восьмерке” нагло занимают его место на парковке, а в диско-клубе выгоняют ди-джея и три раза подряд ставят для братвы “Голубую луну”. К тому же, один из четверки, Гера, влюбляется в девушку Буца, Аглаю (Вильма Кутавичюте)…
ПОЧЕМУ СТОИТ ПОСМОТРЕТЬ: фамилии создателей фильма говорят сами за себя. Александр Миндадзе известен как автор большинства сценариев к фильмам Вадима Абдрашитова, а Алексей Учитель заявил о себе картинами “Край”, “Мания Жизели” и “Дневник его жены”.
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: на этот раз STARBOM.com представит два альтернативных мнения. ИППОЛИТ: понятно, что главным «героем» фильма является не вид бильярда, а легенда советского автопрома ВАЗ 2108 и посему вначале создается ложное впечатление, что новый фильм Алексея Учителя – это очередная невзрачная копия голливудских автобоевиков, в частности на саги о «Форсажах». Опасения не напрасные – уже имеется печальный опыт в лице чудовищной поделки под названием «Стритрейсеры», снятой Олегом Фесенко. Похоже, сам того не желая, Алексей Учитель пополнил ряд подобных фильмов. Если нам пытаются показать, что поколение 90-х было изуродовано временем, что проблемы, жизненные ситуации, тупики и дороги у этого поколения одни и те же, что «люди государевы» похожи на бандитов как братья близнецы и вышли из одной дыры, то это мы знаем и без фильма. Но даже, если и было не лишним нам напомнить об этом в сотый раз, то именно одинаковость героев и сыграла злую шутку. Зрительское сопереживание не появляется даже в зародыше, когда ты смотришь как бутафорские фигурки весь фильм механически машут кулачонками, и подростково юморят, безуспешно выдавая себя за настоящих взрослых мужчин. И непонятно – что это за люди. К тому же многочисленные драки и бандитские свары, идущие каждые минут 20 как по расписанию, совершенно бесполезны, потому как в темноте все равно не отличить, где кони, а где люди. Несмотря на то, что мы говорим про беспросветные 90-е, о чувстве вкуса создателям картины тоже забывать было нельзя. Момент, когда главный герой в первый раз увидел свою любовь, был сделан настолько пошло, что удивлюсь если его не обыграют в «Большой разнице». Главные роли тут играют немедийные актеры, и надо признать, что «свежее лицо» — это единственное их достоинство, поскольку играть они не умеют. С какими-то интонациями актеров утренников они начитывают короткие рубленые фразы текста и бьют морды. И больше ничего. Вся эта геройская братия, которую не берет ни пуля, ни ножи, сначала утомляет, раздражает, а потом просто перестает тебя интересовать. А ведь должны. Они же тут решают большие жизненные задачи и воюют с персонажем Артура Смольянинова, который похож на бандита-олигарха ровно настолько, насколько ДеВито был похож на Шварценеггера в «Близнецах». И, несмотря на то, что Смольянинов отличается от всех хоть какой-то узнаваемостью, внешней и голосовой, выглядит он как всегда слишком нарочито и топорно. Но больше всего раздражает какое-то опереточное чувство главного героя, показанное в стилистике “там где любоффь – там всегда проливается кровь!” Можно сказать уверенно, что актриса Вильма Кутавичюте, сыгравшая роль роковой красотки Аглаи, не станет новой Ингеборгой Дапкунайте. Из хорошего, можно отметить нормально поставленные драки и погони на машинах, но все же – этим одним фильм не оправдывает свое существование. “Бумер” мало, что был раньше, был и посодержательней, интересней, социальней. В картине “Восьмерка”, следует признать, нет духа времени, а если бы он был, то нет особой цели, для чего этот дух надо нюхать зрителю с помощью этого фильма.
Альтернативное мнение НАДЯ: не все так плохо, если подходить к фильму как к жанровому продукту и без чрезмерных ожиданий. Смысл ленты заключается не в том, чтобы показать на экране зрелищные погони, перестрелки, драки, красивые эротические сцены (куда уж без них?) и прочие атрибуты, свойственные жанру боевика. Фильм прежде всего о людях и их жизненных позициях и устремлениях. Действие происходит в конце мрачных девяностых годов прошлого столетия — эпохи завершения ельцинского правления в России. Бездушная бюрократическая машина без зазрения совести окунула простой рабочий люд прямиком в яму с помоями, и каждый начал выживать в силу своих способностей и «состояния» совести. Одни остались работать на полуразрушенных предприятиях за копейки, другие, более сильные, заниматься бандитизмом и рэкетом. Четверо главных героев, сотрудников ОМОНа, днем разгоняют толпы митингующих, недовольных сложившейся ситуацией в стране, а во тьме ночной вступают в стычки с местной бандой? А все из-за того, что молодые ребята видят окружающее их зло, но ничего официально поделать не могут, хотя на слова своего командира: “Пьяных собирайте! Мало?”, отвечают: “Мало!”…
Специально для STARBOM.com Николай Лежнев