О ЧЕМ КИНО: в еще одном «идеальном мире» все подчинено строгой рационализации – устранение слабых детей ради продолжения рода и создания здорового и сильного потомства, изменение климата ради богатых урожаев, призванных предотвратить голод и нищету, принудительное вакцинирование всех членов общества – для того, чтобы эмоции не мешали освоению и выполнению своих задач, заботливо спущенных сверху. Под запретом оказываются не только музыка, книги и искусство, но и эмоции. В мире без боли, ненависти, гнева и страха также нет и счастья, радости, вдохновения и любви – он статично нейтрален, он требует подбирать только правильные слова для выражения своих мыслей, никогда не лгать другим и не задавать лишних вопросов. И даже понятие «смерть» стала всего лишь «уходом в Другое Место». По решению Совета Старейших Джонас (Брентон Туэйтес) назначается Хранителем памяти (Принимающим), которую он должен перенять у Учителя по имени Дающий (Джефф Бриджес). Юноше открывается правда о настоящем мире, но чтобы освободить свой мир, он должен бросить ему вызов и вырваться за границу купола, который накрывает Коммуну…
ПОЧЕМУ СТОИТ ПОСМОТРЕТЬ: фильм снят по книге Лоис Лоури, написанной еще в 1993 году. К сожалению, большинство у нас о Лоури ничего не слышали, хотя она получила «Медаль Джона Ньюбери» за вклад в американскую литературу для детей еще тогда, когда до написания “Дивергента” оставалось несколько лет, а “Голодных игр” не было даже в проекте. В картине Филлипа Нойса заняты отличные актеры: Мэрил Стрип, Джефф Бриджес, Александр Скарсгард, Кэти Холмс а также, в маленькой роли, популярнейшая в США молодая кантри-звезда Тейлор Свифт.
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: неожиданно для зрителя, «Посвященный» оборачивается лентой с почти минимальной сюжетной составляющей, но зато пестрящей всевозможными образами – визуальными и звуковыми, и апеллирующей напрямую к чувствам. Используя в качестве главного «оружия» нарезку из воспоминаний, от которых люди добровольно избавились, поначалу ярких и солнечных кадров, постепенно сменяющихся военной хроникой и прочими зверствами, создатели всего лишь обозначают границы как хорошего, так и плохого, давая зрителю пищу для размышлений о собственных понятиях счастья и страдания. Примерно в середине фильма до зрителя доходит ужасающая правда. В этой истории нет злодеев, тиранов и диктаторов, скрывающих истину от простых людей, причина подобной жизни кроется в первобытном страхе повторения всех тех горестей и несчастий, о которых знает только хранитель воспоминаний, и о которых слышали (и которые должны предотвращать) старейшины. На примере душевных терзаний человека, осознающего, от чего люди отказались по своей воле, умеющего чувствовать, переживать и любить, но вынужденно неспособного делиться этим знанием с остальными, можно еще раз убедиться в простой истине: люди всегда остаются людьми, даже когда хотят забыть о том, кто они на самом деле. Люди выбирают «не то» даже тогда, когда не оставляют самим себе фактического выбора. Модель математически проста и точна, и тогда совершенно понятна вера в идеальность этого маленького саморегулирующегося мира. Вопрос в другом: почему люди, даже без воспоминаний, возомнили себя богами, и, публично отказавшись от насилия, просто дали ему другое имя?
Джонас (Брентон Туэйтес) выступает в роли некоего очередного дежурного Иисуса, взявшего на себя все боли человечества от Дающего (Джефф Бриджес). Поэтому молодой перспективный актер играет не так агрессивно как в “Сигнале”, но и не так апатично как в «Малефисенте».
Джефф Бриджес не одно десятилетие бредил экранизацией «Посвященного», и в итоге не только спродюсировал ее, но и сыграл одну из главных ролей. Схема фильма довольно проста, и финал выглядит разочаровывающе примитивно, пусть создатели и пытаются нагнать драмы, в первую очередь за счёт мудрых сентенций Дающего. Собственно, Джефф Бриджес и отвечает здесь за какой-никакой драматизм, в то время, как остальные звёзды в лице Мэрил Стрип, Александра Скарсгарда и Кэти Холмс практически никак себя не проявляют.
Есть в картине и слабые места. Это касается, прежде всего, картинки – решительно не понятно, на что были потрачены 50 млн.$, поскольку в фильме ни экшна, ни каких-то интересных визуальных эффектов практически нет вообще. Есть только однообразные декорации, и то не слишком масштабные. Ясно, что Мэрил Стрип и Джефф Бриджес – актеры недешевые, но все же! Подобные истории должны либо задевать за живое, либо хорошо развлекать (а в идеале -делать и то и другое). Но для первого фильм чересчур наивен, а для второго лишён необходимой динамики.
РЕЗЮМЕ: да, история, рассказанная зрителю, несколько наивна. Но ведь “Посвященный” – это фактически сказка. И притча. И дай-то Бог ей не стать «фантастикой близкого предупреждения», потому что, увы, многие предпосылки современной западной цивилизации выходят-таки на магистральный путь толерантного антигуманизма… Так или иначе, но очень большая часть населения планеты Земля хотела бы жить в таком обманчиво-прекрасном мире, где не надо ничего решать, где все одинаковые. Да что там, этого бы безумно хотела большая часть населения нашей страны. А в “Посвященном” наглядно показано: люди, лишенные главной ценности — свободы, оказываются лишены и всего остального, от чего, уверен, никто отказываться не хочет…
Подобную картину надо было выпускать на экраны лет пятнадцать назад, когда зритель ещё не был избалован многочисленными (и, чего греха таить, однообразными) адаптациями антиутопий. В свете сегодняшнего дня эта крайне запоздалая экранизация не сможет получить того, чего она достойна…
Специально для STARBOM.com Николай Лежнев