Элейн Мей В 1972-м сценарист и режиссер Элейн Мей выпустила свой маленький шедевр «Парень, разбивающий сердца» — умное, ироничное, лишенное всякой сентиментальности кино. И это от женщины. В середине 2000-х братья Фаррелли воздадут должное гению Мей и снимут ремейк, в русском прокате вышедший под названием «Девушка моих кошмаров». У братьев тоже получилось неплохо, но это, конечно, уже совсем другой фильм. Так что доберитесь до оригинала, пожалуйста. Кроме того, оказывается, женщины тоже могут снимать восхитительное плохое кино. В 1987 году Мей сделала что-то невероятное — сняла картину «Иштар», которая до сих пор мелькает в списках самых плохих фильмов всех времен. Знаете, снять всеми почитаемое плохое кино — посложнее, чем штамповать хиты типа «Повелитель бури» или «Цель номер один». Оскароносные картины любая сделает — а вы попробуйте провалиться с шиком. Мей смогла. С тех пор режиссуру ей никто не доверял. Потому что — баба.
Лиззи Борден Лиззи Борден — радикальная феминистка (не путать со знаменитой Лиззи Борден, убившей отца и мать в 1892 году). В 1980-х сняла великое кино «Рожденные в огне» за 40 000 долларов. Кино это, правда, смотреть невыносимо, но великим от этого оно быть не перестает. Эпизодическую роль в фильме, кстати, сыграла еще одна знаменитая феминистка Кэтрин Бигелоу. Позже Борден сделала одну из самых интересных драм 1980-х «Проститутки». Еще много снимала про секс — так, как его видят женщины (ха-ха). То еще зрелище, должен вам сказать. Однако всем доступен только один ее фильм — «Любовные преступления» с Шон Янг. Смотришь ты этот крепкий криминальный триллер и удивляешься: «Чего это такие низкие оценки у фильма? Люди — дураки! Ничего в кино не смыслят». Но проходит время — и ты осознаешь, что фильм превратился в какую-то неведомую чушь. Ты разводишь руками, не понимаешь, как это могло произойти, — нормально же все было. Думаешь: «Нет, не дураки люди-то!» А потом вдруг вспоминаешь, кто снял фильм, — и все встает на свои места. Так что, в принципе, кино неплохое, если постоянно держать в уме, что ты смотришь женский криминальный триллер. Это всего лишь триллер от бабы.
Пенелопа Сфирис В отличие от прочих женщин, пытавшихся стать режиссерами, у Пенелопы Сфирис получилось это сделать; более того — она едва ли не единственная, кто может ходить с высоко поднятой головой. В короне. Как принцесса. Только она — не принцесса, она — «культовый автор». Потому ее корона подороже любой другой будет. Ее документальная трилогия «Закат западной цивилизации» давно вошла в анналы документалистики и значится в числе лучших и самых важных документальных работ о музыке (если, конечно, считать панк и металл «музыкой»). Как ни странно, наиболее успешной стала вторая часть трилогии, посвященная металлу, а не первая — про панк, который, к слову, является одной из главных тем в творчестве Сфирис. Но на ее режиссерском счету еще несколько выдающихся жанровых работ, сделанных в 1980-е. Впрочем, и в 1990-е она порадовала нас, тогда еще непритязательных зрителей, комедиями «Деревенщина из Беверли-Хиллз» и «Без чувств». В 2000-е Пенелопа Сфирис стала пристойным и уважаемым режиссером. И вместо того, чтобы делать фильмы про панк, она сняла одну из церемоний вручения премии «Оскар». Такая вот она, бабья доля.
Джеки Конг Джеки Конг — американка азиатского происхождения, девушка без заскоков. Большая редкость в наших краях, знаете ли. Родилась вовремя, потому что такое кино, которое она снимала в 1980-е, ни в какое другое десятилетие ей бы снять никто не дал (кстати, так в итоге и получилось: не дали). Я лично ее очень люблю за то, что эта женщина сняла два весьма специфических хоррора: «Существо» и «Кровавая закусочная», — а главное — две эксцентричные полицейские комедии-пародии в духе «Голого пистолета». Это, конечно, не «Голый пистолет», но и было это еще до культовой комедии с Лесли Нильсеном. Бывает, прочитаешь где-нибудь что-то ужасное типа: «До „Бешеных псов“ Тарантино были „Соломенные псы“ Сэма Пекинпа», — и тебя бросает в дрожь. Так вот, в отношении Джеки Конг так писать абсолютно справедливо: до «Голого пистолета» был «Ночной патруль». Как ни крути, но «Ночной патруль» и «Из архивов полиции» останутся самыми яркими образчиками жанра, а Джеки Конг — первопроходцем комедии-пародии. Сегодня снимать ей особо уже никто не дает. Знаете почему? Правильно: баба.
Барбара Лоден Не путайте, пожалуйста, «Ванду» с «Рыбкой по имени Ванда». Про таких, как Барбара Лоден, говорят «женщина трудной судьбы». Но про Барбару Лоден можно сказать, что судьба этой женщины еще труднее, чем у многих других женщин с трудными судьбами. Чрезвычайно талантливая актриса, она пришлась не ко времени в качестве режиссера. Еще сильнее ей не повезло в любви (впрочем, сама виновата): она стала женой Элиа Казана — прекрасного режиссера и ужасного мужа. На момент ее трагической смерти от рака у них шел бракоразводный процесс. «Ванда» — единственная режиссерская работа Лоден. Это кино — сюрприз, тоже про женщину трудной судьбы. И эту судьбу она тоже выбрала себе сама. Необразованная девушка (кто бы это мог быть, если не сама Барбара Лоден) бросает своего мужа и детей, а после связывается с сутенером и грабителем банков. Ну и типа все мы должны ее пожалеть, эту бабу. Да ты сама выбрала себе такую судьбу, баба! А Барбару Лоден, конечно, жаль.
Мэри Хэррон Мэри Хэррон долго шла к режиссуре. Американское контркультурное движение хорошо знало свою героиню уже в 1970-е, как-никак не чужая для мира панка девушка. А первый ее фильм вышел только в середине 1990-х. Впрочем, несмотря на то что снимать она начала поздно, все же темы, которые выбирает Хэррон, очень крутые: беспардонная Бетти Пейдж или покушение на Энди Уорхола. Недавно она сделала кино про Анну Николь Смит, разбившую миллионы сердец российским подросткам в 1990-е. Нельзя сказать, что ее последние фильмы такие уж удачные, но наверняка можно утверждать следующее: никто лучше нее пока еще не экранизировал Брета Истона Эллиса. Но и материал ей попался самый подходящий — «Американский психопат». Да-да, этот крутой фильм про сошедшего с ума яппи и по совместительству убийцу женщин (в исполнении Кристиана Бэйла) сняла Мэри Хэррон. И вы взялись за голову и говорите себе: нет, не может быть! А вот и может. Ничего не поделаешь: это кино сняла баба. Таня Розенберг Таня Розенберг в отличие от прочих женщин, пытающихся представить «женский взгляд на мир», решила не утруждать себя созданием фильмов о сложном положении женщины в патриархатном обществе или о том, как трудно женщине в «мужской профессии». У Тани Розенберг все просто: гастролирующая бейсбольная команда побеждает местную, провинциальную. Все бы ничего, если бы победители не были женщинами — знойными цыпочками. Обиженные деревенщины решают отомстить типично мужским способом (понятно каким, а если нет — смотрите кино). И когда несколько девушек умирают ужасной насильственной смертью, оставшиеся берут себя в руки и начинают играть с обидчиками — но теперь уже не в бейсбол, а в нормальную, кровавую, игру. И все по правилам — по правилам эксплуатационного кино. А в эксплуатационном кино Таня Розенберг даст фору многим, кто любит снимать на тему «изнасилование > месть». Это — ее единственная работа, и очень крутая. Низкий рейтинг фильма объясняется тем, что мужчинам обидно, что такой крутой фильм, как «Кровавые игры», мог сделать человек по имени Таня. Что тут сказать: баба.
Кимберли Пирс Кто еще мог снять фильм с названием «Парни не плачут»? Разумеется, баба. Парадокс в том, что кино не про парней, а про девушку, которая притворяется парнем, чтобы соблазнить другую девушку. Такой вот лихой сюжет. А фильм — так еще более лихой. Женщины — странные существа, а женщины-режиссеры — тем более. Но Кимберли Пирс — это явление. Даже ее вариант «Кэрри» с прекрасным названием «Телекинез», почти всеми поруганный, и тот вполне себе ничего. Давайте скрестим пальцы и пожелаем Кимберли будущих удач.
Кэтрин Хардвик «Кто такая эта Кэтрин Хардвик, чтобы мы про нее что-то знали?» — спросите вы. А я вам скажу, кто она такая. Эта женщина сняла то самое кино, название которого мужчинам произносить нельзя. Речь, конечно, о первых «Сумерках». Смотришь ты эти самые «Сумерки» и думаешь: «Да кто ж снял-то этот ад, да сколько ж можно? Что это за такое вообще? Как так-то?» Но баба же сняла. В общем, если помнить, кто снял первые «Сумерки», то без шуток заявляю: это шедевр всех времен. Жаль, что «Красная шапочка» так хорошо не зашла, а меж тем не менее знатное кино. В фильмографии Катрин Хардвик можно найти еще много интересного. Но лучше пересмотреть несколько раз первые «Сумерки», потому что этот фильм — сотрясение мозга.
Эми Хекерлинг Эми Хекерлинг снимала поколенческое кино, когда это еще не стало мейнстримом, а у Кэмерона Кроу еще молоко на губах не высохло. Ее «Беспечные времена в „Риджмонт-Хай“» (1982) останутся образцом сложного молодежного кино. Эми Хекерлинг снимала Чеви Чейза и Джона Траволту в их лучшие годы (“Уж кто бы говорил”). В 1995-м она сделала еще один культовый поколенческий фильм «Бестолковые», который будет малопонятен нынешним школьникам. По его мотивам в итоге сняли целый сериал — абсолютно бестолковый, надо сказать (как, кстати, и сам фильм). Сегодня же она работает в сериалах и делает уже не такие хорошие фильмы. Ну а кто сейчас делает хорошие? И да, чуть не забыл. Ваша любимая зажигательная песенка Lady Don’t Hurt Me приобрела статус «крутого смешного хита» после того, как была использована в качестве главной темы в комедии Эми Хекерлинг «Ночь в Роксбери». Неплохо для бабы, не правда ли? (текст – журнал “Метрополь” mtrpl)
P.S. по мнению starbom.com www.kino-nik.ru – список журнала “Метрополь” представляет нам женщин-режиссеров всего-навсего одного-двух, пусть и заметных, фильмов. Со своей строны, напоминаем – в серьезном кино, “по-мужски” работали и работают Азия Ардженто, Кэтрин Бигелоу, Лина Вертмюллер, Динара Асанова, Нана Джорджадзе, Светлана Дружинина, Лилиана Кавани, Джейн Кэмпион, Татьяна Лиознова, Лени Рифеншталь, Алла Сурикова, Маргарет Фон Тротта, Вера Хитилова, Агнешка Холланд, Лариса Шепитько, Нора Эфрон….