О ЧЕМ КИНО: прошло 7 лет после событий первой части, и “зараженные зоны” распространились по всему миру. Военные принялись искоренять нежеланных гостей при помощи пехоты, артиллерии и воздушных ударов. Не избежал печальной участи и многострадальный Ближний Восток, который и без того столетиями находится в объятиях нескончаемой войны. Однако новый виток активности американских военных, уничтожающих целые города в противостоянии с монстрами, привел к тому, что количество повстанцев возросло в разы и они подняли оружие как против чудовищ, так и против освободителей. Таким образом американским солдатам приходится воевать на два фронта. И если к монстрам они уже привыкли и выработали вполне успешную тактику, то непокорные мусульмане не собираются так просто сдаваться, преподнося иностранному легиону один неприятный сюрприз за другим… Главным героем ленты становится молодой солдат Майкл Паркс (Сэм Кили) родом из Детройта. Вместе со своими товарищами он не нашел иного выхода, как записаться в ряды армии, ведь родной город уже давно перестал быть центром автомобилестроения США и прозябает в бедности и преступности. Верные друзья прошли много испытаний, но теперь перед ними стоит настоящая проблема – начальство поручает им спасательную операцию в тылу повстанцев, где пропал разведывательный отряд американцев. И вот тут-то Майкл во всех красках осознает, что монстры – это далеко не самая большая опасность, которая поджидает бесстрашных бойцов…
ПОЧЕМУ СТОИТ ПОСМОТРЕТЬ: в 2010 году британец Гарет Эдвардс открыл себя миру вместе с оригинальной приключенческой фантастикой под простым и одновременно действенным названием «Монстры». Фильм не мог похвастаться большим бюджетом, да и звезды первой величины в нем не играли, однако Эдвардс сумел придумать вполне интригующую историю и на крупицах выделенных средств создал вполне масштабную историю о том, как часть Южной Америки превратилась в резервацию чудовищ, прилетевших на нашу планету в форме заразного вируса. И пусть самих монстров на экране было не так много, как того хотелось, фильм приятно радовал грамотно продуманной драматургией, а также притягательными главными героями, между которыми чувствовалась так называемая “химия”. Таким образом, получив необходимый заряд к дальнейшему развитию карьеры, Эдвардс впоследствии встал у руля долгожданного римейка “Годзиллы”. Конечно же Эдвардс больше не мог размениваться по мелочам. Но в современном кино не важно, кто снимает фильм. Главное – продолжить потенциально прибыльную историю, что, собственно, и произошло. Продюсеры посчитали, что наконец-то пришло время подумать о сиквеле и запустили его в производство. В режиссерское кресло ленты “Монстры 2: Темный континент” сел очередной амбициозный новичок, Том Грин, работающий в основном над телевизионными сериалами. Также стоит отметить, что Грин принимал участие в написании сценария, стараясь полностью руководить творческим процессом по образу и подобию Эдвардса. Последний, кстати, до конца от “Монстров” не отказался и выступил на проекте в качестве консультанта и исполнительного продюсера…
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: первые “Монстры” мне понравились. Сюжет картины Гарета Эдвардса строился на том, как перспективный фотограф пытался вывезти из опасной зоны дочь высокопоставленного человека. Режиссёр использовал тему нашествия инопланетных чудищ в очень лирическом, необычно подошедшим к теме, ключе. Фильм вроде бы и носил в себе пост-апокалиптические черты, но в первую очередь он был о вечном – о любви. Казалось бы, что нового можно ещё снять про этих “сухопутных осьминогов” и людей, которые так их боятся? Том Грин, ступивший на пост режиссёра второй части, убрал лирику прочь, заменив на душераздирающую драму, и поменял мирных героев на американских солдат. Он также унаследовал главное правило “Монстров” – сами пришельцы не ставятся во главу угла, ибо основной акцент делается на людях и конкретно на том, как они изменяются в экстремальных ситуациях (хотя на деле ничего особо экстремального не происходит, не считая поступков, на которые героев толкают страх, запутанность и отчаяние).
“Тёмный континент” вызывает смешанные впечатления. Он красиво и хорошо снят. Многие эпизоды претендуют на нечто высокое, отчего иногда даже кажется, что фильм пора бы прокатывать на концептуальных кинофестивалях. Актёры играют “на разрыв”, словно это их последние роли, а они лишь успели войти в раж. Операторы ловят самые запоминающиеся ракурсы, пытаясь ими растрясти впечатлительного зрителя. Компьютерная графика вообще не вызывает никаких претензий. Но сюжет слишком сумбурен. Ощущение, словно это вольный ремейк “Американского снайпера”, по прихоти капризных продюсеров, немного дополненный фантастикой. Ощущение это усиливает то, что Джонни Харрис (“Боевой конь”, “Белоснежка и охотник”) сыгравший Ноя Фратера очень напоминает постаревшего Брэдли Купера из фильма Клинта Иствуда. Гарет Эдвардс хоть и не показывал “осьминожек” по любому поводу, но сочетание человеческой драмы и тихого ужаса от нашествия не-пойми-кого выглядело вполне приемлемым. Всему уделялось достаточно внимания, ничто не выпадало из контекста. Том Грин же в значительной степени пренебрёг самими монстрами, сосредоточившись на психозе военных, которые потеряли себя и разум, находясь на задании в арабской стране. Конечно, благодаря отличной игре актеров и постоянному накалу действия, наблюдать за происходящим интересно, но чудовища в данном случае играют вообще непонятно какую роль. Если бы их здесь не было – ничего бы изменилось.
Изначально от этого фильма многого не ожидалось. Казалось, что будет банальная история, где бравые американские солдаты кладут пачками чудовищ, попутно наводя демократию в очередной богом забытой ближневосточной стране. Но на деле все оказалось не так просто. Монстрами оказываются вовсе не те гигантские создания, которыми нас пугали в трейлере и даже не вооруженные АК и РПГ аборигены, а те самые “бравые” морпехи. На протяжении всего фильма нам показывают убийства невинных гражданских этими монстрами в человеческом обличии, а сами чудища убили лишь одну собачку, и то не по своей воле. Авторы этого фильма как бы говорят: “А не монстры ли мы сами, если наставляем оружие на тех кто живет по другим законам и выглядит иначе?”
Сиквел от Тома Грина “Монстрами” можно было вообще не называть, так как они постоянно находятся на задворках сюжета, представляя из себя незначительную помеху для бравой американской армии. За все время чудовища появляются в кадре всего несколько раз и радуют только тем, что мастера спецэффектов умудрились их вполне органично прорисовать. Но на самом-то деле монстры от Тома Грина не представляют ничего существенного. Их вполне можно было бы заменить на каких-нибудь диких животных, снующих по пустыне и вытаптывающих скромные деревушки.
РЕЗЮМЕ: фильм “Монстры 2: Темный континент”, как военная драма, смотрится очень сильно. Наблюдать за тем, как солдаты ведут боевые действия и какие мысли одолевают их в редкие свободные минуты действительно интересно. Жаль только, что режиссер не сумел найти баланс между драмой и фантастикой, которую кинозрители так ожидали…
Специально для STARBOM.com подготовил Николай Лежнев