Фильм «Цель номер один» -пытать людишек не грешно!
Фильм «Цель номер один» об убийстве Бен-Ладена получил столько премий и номинаций, что невольно вспомнился СССР с его наградами за идеологически правильные фильмы. Тем не менее, за месяц проката фильм собрал 120 млн.$ – втрое больше бюджета в 40 млн.$.
Непонятным для меня стало единодушие американских кіномитців, которые, накануне «Оскара», завалили фильм Кэтрин Бигелоу наградами и номинациями. Голливудский кинофестиваль, Круг кинокритиков Нью-Йорка, «Спутник» , Национальный совет кинокритиков США , Общество кинокритиков Бостона , Ассоциация кинокритиков Лос-Анджелеса, Ассоциация кинокритиков Вашингтона , Общество кинокритиков Сан-Диего, Американский институт киноискусства , Общество кинокритиков Сент-Луиса, Премия Гильдии киноактёров США , «Золотой глобус», Ассоциация кинокритиков Чикаго, Ассоциация кинокритиков Сан-Франциско , Круг кинокритиков Лондона, Гильдия продюсеров США, Гильдия художников-постановщиков США , Гильдия сценаристов США , Национальное общество кинокритиков США , Австралийская академия кино и телевидения, Гильдия режиссёров США, BAFTA . Этот длинный список должен, по крайней мере намекнуть, что перед нами шедевр и, ожидаемые, «Оскары» за «Лучший фильм», «Лучшую женскую роль», «Лучший оригинальный сценарий» и «Лучший монтаж» – это дело почти решенное! Я бы не спешил с восторгами. Нарочито реалистичная манера повествования делает фильм похожим, скорее, на документальную реконструкцию для канала Дискавери. Реальная жизнь скучна и успехи разведки, зачастую, являются результатом долгой и нудной канцелярской работы. Чем собственно и занимается Майя – аналитик, завербованная ЦРУ из колледжа. Когда она появляется на базе в Абу-Грейб , где допрашивают захваченного пособника террористов, один из начальников дает ей характеристику – она настоящий «хищник»! В это мало верится – перед нами блеклая рыжая, туповатая на вид «стервочка» с пустыми глазами. Но постепенно взгляд ее становится все более хищным и, на наших глазах, она превращается в жестокую ищейку у которой есть единственная цель – найти и обезвредить террориста №1 Бен-Ладена. Есть масса операторских и других приемов изменить образ актрисы –поменять направленность света, сделать макияж более агрессивным. Все это, конечно, присутствует . Но как меняются глаза и взгляд этой дамочки. Так и хочется сказать, что она превращается в фанатичную комсомолку ! Хотя, какие комсомолки в США? Все это заслуга Джессики Чистейн («Прислуга», «Мама») – без нее фильм остался бы заурядной агиткой, не смотря на все награды и номинации! Я не могу причислить себя к поклонникам таланта режиссера Кэтрин Бигелоу (экс-жены режиссера «Титаника» Джеймса Камерона) и считаю, что «Оскара» за «Повелителя бури» она получила благодаря харизматичному Джереми Реннеру, исполнителю главной роли. Опять перед нами довольно громоздкое повествование, восприятию которого вовсе не способствует большое количество непривычных арабских имен. Вообще-то из фильма я понял, что долгих 7 лет Майя потратила на выяснение имени курьера Бен-Ладена, хотя решение было рядом с самого начала и, только из-за канцелярской неразберихи, террорист №1 продолжал творить свои черные дела. Прототипом героини Джессики Честейн стала реальная сотрудница ЦРУ, чьё имя не раскрывается. За участие в операции она была удостоена важнейшей военной награды США. Фильм получил массу критических отзывов за показ сцен с пытками. По мнению некоторых журналистов из-за них картина не удостоится главного «Оскара». Газета The Guardian назвала фильм «вредной пропагандой», указав на то, что картина «представляет пытки в том свете, в котором их видят сторонники и администраторы ЦРУ, то есть уродливым, грязным делом, необходимым для защиты Америки». Опять таки, нарочито реалистичная стилистика фильма делает эти пытки особо страшными. Дэн (Джейсон Кларк) пытает одного из дальних сподвижников Бен Ладена Аммара (Реда Катеб) с пугающим хладнокровием, дескать: «Ничего личного. Главное – дело!». Пытают водой (надевают на голову полотенце и льют воду и человек начинает захлебываться). А где-же хваленные «инъекции правды»? В этой связи заслуживает не поощрения, но уважения тот факт, что министр обороны США Леон Панетта в интервью NBC 3 февраля 2013 года, отвечая на вопрос о фильме «Цель номер один» подтвердил, что при проведении операции по ликвидации главы «Аль-Каеды» были использованы пытки. Когда выясняется местонахождение Бен-Ладена, кино не убыстряет своего темпа, но становится похожим на видеоигры Modern Warfare или Splinter Cell (из-за зеленого колера от приборов ночного видео). И после фильма и после реальных событий у общественности накопилось немало вопросов: “Почему Бен-Ладен был убит а не захвачен в плен, ведь как таковой охраны у него не было и в доме было всего две единицы оружия, а его резиденция находилась в дружественном США Пакистане? Почему его тело вывезли на американский военный корабль и в тот же день захоронили в море?” Ответы на эти вопросы мы вряд ли узнаем….
Специально для STARBOM.com Николай Лежнев