О ЧЕМ КИНО: Англия, XI век. Мать десятилетнего Роба Коула умирает в страшных мучениях: никто не знает ни природы её болезни, ни лекарства против неё. Маленький Роб, потрясенный до глубины души, во что бы то ни стало стремится разгадать эту тайну. Ему суждено пройти долгий путь, от Англии до Персии, его учителями становятся сначала обыкновенный шарлатан брадобрей (Стеллан Скарсгард), затем еврей, возвращающий людям зрение, а потом — Авиценна (Бен Кингсли). Путь Коула ведет в Исфахан, где проживает великий лекарь, но в этих местах не жалуют и даже убивают христиан. Когда ему прямо говорят: “Ты выбрал не ту религию, парень!”, Роб прикидывается иудеем. Ибн Сина(Авиценна) видит в нем необыкновенный талант к медицине, но советует не спешить делать вещи, которые не соответствуют веку. Но Роб ни перед чем не останавливается в своем желании научиться спасать людей от смерти, и над его собственной жизнью нависает угроза, ведь он дважды пошел против предрассудков: использовал для научных исследований тело человека и полюбил женщину, отданную в жены другому.
ПОЧЕМУ СТОИТ ПОСМОТРЕТЬ: режиссер из Германии Филипп Штельцль доказал ранее, что умеет снимать масштабное кино – роскошное видео с концерта “Раммштайн” и боевик “Экспат” качественно снятый за небольшие деньги говорят о том, что в скором времени мы увидим его имя в списке успешных голливудских режиссеров родом из Европы.
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: фильм Филиппа Штельцля погружает нас в атмосферу XI века и показывает две противоборствующие религии: иудаизм и ислам, а также два совершенно разных уклада жизни. Причем исламу достается по полной – оказывается арабских террористов было полно и в те далекие времена! Миф о «прекрасном» средневековье режиссер развенчивает, показав его истинное лицо: грязное, больное и под железной пятой церкви, чьё могущество превосходило королей. Взяв за аксиому, что чем болезненней лечение тем больше тебя уважают, затем ничего не стоит сказать: “Болезнь кишок не лечится!” и безапелляционно заявить: “На все воля божья!”. Рискуя накликать упреки любителей Алексея Германа, замечу что средние века в фильме Штельцля очень напоминают Арканар из картины “Трудно быть богом”.
“Лекарь” — словно притча, основанная на исторических фактах, показывающая передачу культурных и научных знаний от мусульманского Востока (которому западная цивилизация действительно обязана сохранением и приумножением античной мудрости) христианскому Западу. «Лекаря» можно сравнить по силе высказываний и тематике с шедевром Алехандро Аменабара, фильмом «Агора». Режиссеру Филиппу Штельцлю удалось привлечь отличных актеров, среди которых исполнивший заглавную роль Бен Кингсли (“Оскар” за “Ганди”, “Железный человек 3”). Стеллан Скарсгард (“Тор”, “Меланхолия”, “Мстители”) сыгравший брадобрея, своей бесшабашностью и напускной несерьезностью подчеркнул одержимость Роба Коула своей миссией. Работ Тома Пэйна (“Грозовой перевал”) до этого я ни разу не видел, но актер с легкостью справился с объемной ролью. Роль его возлюбленной исполнила Эмма Ригби (“Советник”) и оказалось что она может играть не только стерв, как в молодежной романтической картине “Любовь навсегда”, но и абсолютно положительные персонажи как Ребекка.
Герой таблоидов, муж Халле Берри, Оливье Мартинес, умеет не только морды бить бывшим бойфрендам своей жены. Не будем забывать, Оливье – хороший актер, запомнившийся по фильмам “Неверная” и “Заклинательница акул”. Шах Ала ад-Даула, в исполнении Мартинеса, изменяется в наших глазах на протяжении всего фильма, как реальный человек которого мы узнаём всё лучше и лучше. В самом начале он предстаёт перед нами изнеженным, упивающимся своим положением правителем, затем жестким, непремиримым, одержимым маниакальными идеями тираном (“Я стал царем бесчувственности!”) и лишь к концу он выглядит умным и мудрым правителем, чья жёсткость — это не маска, как во многих фильмах, а истинное лицо мудрого правителя…
P.S. Как ни странно сам Авиценна умер от тяжелого желудочного заболевания, которое не сумел вылечить!
Специально для STARBOM.com Николай Лежнев