О ЧЕМ КИНО: Кэтнисс Эвердин (Дженнифер Лоуренс) обеспокоена состоянием Питы Мелларка (Джош Хатчерсон), которому основательно промыли мозги, в то время как сопротивление во главе с Альмой Коин готовит план масштабной атаки на Капитолий. Некоторые методы ведения войны вызывают возмущение Китнисс, но руководство сообщает ей, что «иного пути нет», при этом делая акцент на том, что на поле боя наша героиня уже не нужна, потому как представляет для них большую ценность в качестве инструмента пропаганды. Сама же Кэтнисс сконцентрировалась на более насущной задаче: убийстве президента Сноу (Дональд Сазерленд)….
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: сойка спела свою песню, Капитолий (спойлер, но все давно уже догадались) повержен, а дистрикты объединились. «Голодные игры» завершились; по этому поводу можно ликовать или лить слезы. В любом случае финал не предполагает никаких форм продолжений, а на место главного киносериала для подростков, которое «Голодные игры» заняли после «Сумерек» и «Гарри Поттера», придется искать нового претендента. Как и следовало предполагать, четвертая часть фильма оказалась стократ эффектней предыдущей, откровенно неудачной. Причины очевидны: финальную книгу трилогии Сьюзен Коллинз искусственно разделили на две серии, из которых первой досталась лишь растянутая экспозиция, а второй – весь экшен. Тем не менее и здесь хватает унылых диалогов и разборок между двумя претендентами на сердце Огненной Кэтнисс, нервным блондином и стоическим брюнетом. Даже на премьере, куда в основном собрались фанаты «Голодных игр», в этих мелодраматических местах зал смеялся от неловкости. Сама же Кэтнисс к середине действия, кажется, вообще перестала замечать кавалеров, сконцентрировавшись на более насущной (и психологически простой) задаче: убийстве президента Сноу. В этот момент фильм тоже будто собрался с силами и оказался по-настоящему мощным. Здесь, как ни странно, не только идеологическая схватка между живым воплощением революции и беспощадным тираном, пылкой во всех отношениях девушкой и умудренным стариком, но и актерский поединок. Фрэнсис Лоуренс, снимающий третий подряд фильм серии, справляется с задачей очень профессионально и равновесие между лирикой и эпикой выдерживает с достоинством, но все-таки самый талантливый участник этого проекта — его однофамилица Дженнифер Лоуренс. Лучшей молодой актрисе нынешнего американского кино, как ни неправдоподобно это звучит, в самом деле есть что противопоставить испытанной десятилетиями харизме Дональда Сазерленда. Да и столкновение с другой мощной соперницей, играющей роль главаря бунтовщиков Альмы Коэн , Джулианной Мур, Лоуренс выдерживает на ура: недаром свой «Оскар» она завоевала раньше. Собственно, единственным актером равновеликого таланта в этом проекте выглядит покойный Филип Сеймур Хоффман, но его появления в четвертой части саги откровенно фрагментарны (хотя обставлены не без изящества). На экране царит Дженнифер Лоуренс – и это хорошо. Последние «Голодные игры» показывают со всей наглядностью, что характер ее дарования не романтический, именно поэтому ее Кэтнисс так мается с двумя деревянными кавалерами-красавцами. Это подтверждали все главные ее роли – от «Зимней кости» и «Аферы по-американски» до «Людей Икс». Та энергия и отчаяние, которые временами просыпаются в Лоренс, рано или поздно приведут ее к роли Жанны д’Арк. Но и сейчас полыхающее в ней пламя вовсе не кажется бутафорским. Речь здесь идет об идеализме – не частном, а поколенческом. О бунте как политической и общественной ценности, о протесте, без которого невозможно взросление. Его воплощением Китнисс становится в большей степени, чем картонным символом лукавой революции, который из нее пытается сделать руководство оппозиционных войск. Да, к слову, если все три предыдущие серии казались опасной аномалией – прямой призыв к выступлениям против власти, как-никак! — то вторая «Сойка-пересмешница» предстает своеобразной контрпропагандой. Так называемая президент Коэн (Джулианна Мур) и в предыдущей серии казалось волчицей в овечьей шкуре, а здесь покажет со всей наглядностью, как стремление масс к социальной справедливости можно использовать в своих корыстных целях. Но и эту ситуацию сценаристы и режиссер картины оборачивают в пользу все более одинокой Кэтнисс Эвердин. Власть меняется, а борьба с системой остается насущной необходимостью. Просто непосредственное насилие со временем все-таки утомляет: тогда начинаешь искать компромисс. Это и есть зрелость. Наверное, «Голодные игры» хороши еще и тем, что в них жанровый и сюжетный антураж вовсе не камуфляж для любовных игр, за которыми (якобы) идут в кино тинейджеры. Наоборот, линия надуманного романтического треугольника — вспомогательная, она маскирует важнейший лейтмотив: как остаться личностью, если ты оказываешься в толпе, и как выжить в ситуации, где необходимым условием выживания становится смерть ближнего. Хоть Игр как таковых в завершающей серии этой гладиаторской антиутопии не остается — есть только отдаленно их напоминающий квест по Капитолию, переполненному бомбами и ловушками (самая эффектная — схватка с мутантами-переродками под землей), – сама идея «умри ты сегодня, а я завтра» передана наглядно. Борьба с ней и есть единственное подлинное сопротивление. Осознав это, поражаешься концептуальной красоте концовки, в которой Огненная Кэтнисс, усмирив свой огонь, в полном одиночестве бродит по пустынному лесу и накладывает стрелу на свой лук, чтобы подстрелить не врага, а птицу к ужину: примерно с этого, если помните, начинался и первый фильм. Тут же, увы, понимаешь, что никакая это не концовка. Впереди неминуемый сиропный хеппи-энд на залитой солнечными лучами лужайке, которого требует жанр. Расстроишься – и тут же напомнишь себе о ценности компромисса. (Антон Долин)
РЕЗЮМЕ: «Голодные игры: Сойка-Пересмешница. Часть II» в любом случае – долгожданное и красочное завершение франшизы. После достаточно занудной книги, нужно было постараться, чтобы снять никудышный фильм, с этим авторы проекта, как раз-таки не справились. И если бы они еще убрали бы все несуразицы, при этом сократив хронометраж, и нашли правильный баланс между драмой и экшном, могло бы получиться что-то стоящее…
Специально для STARBOM.com Николай Лежнев