О ЧЕМ КИНО: в 1819 году американский корабль “Эссекс” с командой из двух десятков человек на борту отправился из порта Нантакетт в штате Массачусетс на китобойный промысел. Осенью 1820-го недалеко от Эквадора они обнаружили гигантское стадо китов. Однако охота была прервана атакой на судно гигантского кашалота, в результате чего морякам пришлось пересесть в шлюпки. В течение трех с лишним месяцев они боролись за выживание посреди океана…
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: кит, Крис (Крис Хемсворт) и океан – на мой взгляд этого достаточно, чтобы пойти в кинотеатр. История лобового поединка мощи природы и силы человеческого духа, описанная Германом Мелвиллом многим покажется тяжёлой и скучной, хотя, читая ее, большинство будут сопереживать исключительно киту. А вот на фильме Рона Ховарда у зрителя возникнет проблема выбора. За кого он – за кашалота с его правдой (особенно после демонстрации охоты на китов – уж простите, но никакой прогресс не стоит такого ужаса), или за людей, загибающихся от лишений, у большинства из которых просто не было выбора – только море, только китобойный корабль? Кино Рона Ховарда отдельными эпизодами отчетливо напоминает то “Хозяина морей” с Расселом Кроу, то “Жизнь Пи” Энга Ли. Даже исходный сюжетный прием похож: писатель приходит к очевидцу, а тот рассказывает ему все то, что вспоминать ему так больно. Но все же это другой фильм. Не сконцентрированный только на мужестве и чувстве долга моряков, их бесстрашии, самоотверженности и умении дружить и быть командой на краю земли (как это показано в “Хозяине морей”). Хотя все это имеется и здесь. И не упирающий на желании выжить любой ценой, не озвереть и не сойти с ума, как в “Жизни Пи”. Хотя это есть в фильме Ховарда тоже. Но главные акценты здесь все равно другие. Наверное, в своем фильме о белом кашалоте, разобравшемся с кораблем и почти всей его командой, Ховард хотел показать нам, людям, что мы при всех наших достоинствах – вовсе не венец творения. Не самые сильные, не самые справедливые, не самые великодушные и даже порой не самые умные… И главный герой, Оуэн Чейз (Крис Хемсворт) понял эту истину в конце-концов всего с одного взгляда. И в ответ получил совершенно недвусмысленный знак. Вернее, не знак – он получил прощение.
Режиссер фильма, Рон Ховард, хорошо знакомый нам хотя бы по оскароносным “Играм разума”, скрупулезно переводит эту историю на язык кино, выдвигая вперед двух главных героев – капитана корабля Джорджа Полларда и его помощника, Оуэна Чейза. Чейз – сильный, смелый, честный персонаж, великолепно сыгранный Крисом Хемсвортом который словно создан для этой роли. Крис смотрится намного более впечатляюще именно в этом фильме, чем в картинах, посвященных подвигам Тора, или тем более, в “Белоснежке и охотнике”. Именно такой фильм, приключенческий и мужской по своей сути, где нет магии и суперспособностей, но есть сила и честь человека из народа, раскрывает Хемсворта во всем блеске.
Джордж Поллард, в свою очередь, персонаж более сложный, и сыгравший его Бенджамин Уокер также справился с ролью, что отражает преображение его героя к концу фильма, после всех перипетий и странствий в открытом море.
Рон Ховард, кстати, не нагнетает пафос дешевыми приемами. Скорее, наоборот. Когда в начале фильма писатель Герман Мелвилл (Бен Уишоу – “Парфюмер”) приходит к старику Тому Никерсону (Брендан Глисон), последнему оставшемуся в живых из экипажа “Эссекса”, он предлагает ему деньги за правдивый и полный рассказ о тех событиях. Жена Тома ставит мужу ультиматум: “Я еле свожу концы с концами пока ты спиваешься и ты скажешь все что нужно, чтобы вытянуть из этого человека деньги!” Было ли рассказанное им правдой – решать нам самим. Но размах и монументальность съёмок просто не оставляют кинозрителю выбора. Операторская работа – изюминка фильма. Вообще все что связанно с картинкой – просто повергает в шок. Некоторые моменты на IMAX® заставят прыгать в кресле видавших виды киноманов. Мне кажется, несмотря на довольно успешное прошлое и Оскар за “Миллионер из трущоб” – это лучшая работа Энтони Дод Мэнтла. Съемки фильма частично проводились в море, частично в студии, и порой, конечно, видно различие между кадрами, обильно снабженными компьютерной графикой, и кадрами, снятыми в естественных условиях. Однако сам “главный герой” фильма, большой белый кит, демоническое, таинственное создание, прорисован отлично, и дух захватывает от сцен, в которых он всплывает из морских глубин для того, чтобы отомстить своим обидчикам…
РЕЗЮМЕ: “В сердце моря” – картина, достойная просмотра. Красиво снятая и наполненная зрелищными эпизодами, она показывает, какие страшные испытания выпадают порой на долю людей и на что способен человек ради выживания.
Специально для STARBOM.com Николай Лежнев