Фильм “Леди в фургоне” (The Lady in the Van): “Мне было видение. Я должна остановиться здесь”

Назад
НОВИНИ

11-21-1kinopoisk.ru1-41-51-61-8О ЧЕМ КИНО: история разворачивается на улицах Кэмдена, чьим жителям приятно считать себя очень гостеприимными и вовсю помогать бездомным. Этим и пользуется пожилая леди мисс Шепард (Мэгги Смит), живущая в ветхом желтом фургоне. На вид она – обезумевшая старушка, брезгливая, вечно ворчащая, всем недовольная, постоянно придумывающая причудливые истории. А в душе она – женщина, сломанная жизнью. Что с ней произошло? Какие тайны она хранит? На эти вопросы попытался ответить Алан Беннетт, перед чьим домом она однажды припарковалась и прожила под окнами писателя 15 лет…
РЕЦЕНЗИЯ: «Леди в фургоне»: Гарольд Пинтер не толкал фургоны.
В 1989-м году увидела свет книга мемуаров под названием «Леди в фургоне», где Алан Беннетт менее чем на ста страницах изложил увлекательную историю об одиночестве в толпе (в прямом и переносном смысле) и ценности взаимопомощи, самокритике и принятии собственного Я, основанную исключительно на личном опыте. Спустя десять лет на сцене Уэст Энда события из жизни автора «Любителей истории» превратились в пьесу, которую даже самые высоколобые театральные критики сочли блистательной, выставив ей высший бал и в очередной раз признав Николаса Хитнера одним из лучших театральных постановщиков.
«Леди в фургоне» является киноадаптацией одноименной постановки, выполненной Хитнером, и дополненной некоторыми нюансами из литературного первоисточника, не присутствовавшими в пьесе, но при этом сокращенную почти на час в сравнении с вариантом on stage (интересующиеся могут составить полную картину и заполнить пробелы, если они не видели оригинальный спектакль, благодаря тому переизданию «Леди в фургоне», содержащему расширенную проиллюстрированную версию мемуаров, сценарий кинокартины и обращение авторов, что было приурочено к выходу фильма). В центе сюжета находятся удивительные взаимоотношения между жителем Кэмдена мистером Беннеттом и эксцентричной Маргарет Шэперд, простирающиеся в диапазоне от брезгливости Беннетта к грязной одежде леди в фургоне до сочувствия и даже восхищения мисс если не при жизни, то пост-фактум.
В собственности пожилой мисс Шэперд не было ничего кроме старого фургона марки Bedford, который она парковала вдоль улицы, пока однажды в 1970-м году на обочине не появилась двойная желтая линия, заставившая ее искать пристанища во дворе писателя. Подъездная дорога Беннетта стала местом последнего пристанища плохо выкрашенного в цвет мимозы авто, которое простояло там целых 15-ть лет. Николас Хитнер, уже не раз ставивший и экранизировавший работы Алана Беннетта, точно переносит на экран тот редкий пример не топорного смешения, а действительного совмещения жанров, порождающий трагикомедию, коей славится драматургия Беннетта. Начинаясь, как чистая комедия положений, затем «Леди в фургоне» все более склоняется к доминанте философских размышлений главного героя, наблюдающего из окна за жизнью своей случайной соседки, заставляющей его приходить к тем или иным выводам относительно собственного бытия. Стоит отметить, что Хитнер универсальный специалист и одинаково легко работает как с пространством сцены, так и с многочисленными локациями киносъемки. Такое умение поистине уникально, стоит вспомнить, например, Кэннета Брану превосходно справляющегося с театральными постановками, но при этом в пространстве кино предъявляющего зрителю исключительно ремесленные, относительно формы исполнения, ленты.
Как истинный гуманист и тонко чувствующий автор Алан Беннетт всегда рассуждает о Человеке и говорит при этом о себе. Черты Беннета есть в преподавателе Гекторе и студенте Познере, даже в образе поэта Одэна из «Привычки творить искусство». «Леди в фургоне» становится апофеозом логического хода от частного к общему и снова к частному: Алан сам выходит в авангард повествования, и в отличие от монолога «Говорящие головы», где он изъяснялся довольно осторожно, прямо и без сомнений выносит эпизоды личной биографии на свой же собственный суд.
Сомнения героя «Леди в фургоне» касаются исключительно праведности собственных действий — он смотрит на историю мисс Шэперд, не осуждая недостаточную активность социальных служб и новый средний класс, что населяет район Кэмден, но выносит приговор себе за то, что был чрезмерно строг к внешнему виду неряшливого фургона, и не разобрался в том, кто же был его водителем. Если в спектакле Беннетт был представлен двумя актерами, один из которых изображал его во времена общения с леди в фургоне, а другой — уже умудренного опытом человека, взирающего на минувшие дни, то в фильме данная дихотомия выполнена более изящно и философски сложно. Беннетт из киноверсии «Леди в фургоне» существует в ипостаси Писателя, облекающего происходящее в форму слова и придающего этому слову ритм, а также Человека. Человека зажатого в тиски нерешительностью и стеснительностью, не позволяющими ему признаться в гомосексуальности, постоять за себя и сблизиться с мисс Шэперд, но в тоже время именно такой характер и не позволяет Человеку прогнать бродяжку со своего двора. Человек живет в мире иллюзий, он ждет волшебного завтра, а Писатель с укором смотрит на него сидя за своим бюро. В финале картины на экране появится сам Алан Беннетт, демонстрируя, что фильм это всего лишь фильм и ничего более, а по настоящему важна лишь судьба каждой Леди в фургоне и каждого мистера Беннетта из соседнего дома.
Каст-лист «Леди в фургоне» полностью состоит из имен актеров, что были заняты в «Любителях истории» и «Привычке творить искусство»: от шикарной Фрэнсис де ла Тур до очаровательного Самуэля Барнетта. При этом некоторым из команды Хитнер-Беннетт досталась роль в одну реплику и несколько секунд экранного времени. Роль Беннетта, которую в спектакле играли Кэвин МакНелли и Николас Фаррелл, в фильме отошла Алексу Дженнингсу. А преданные поклонники драматургии писателя очевидно заметят, что роль обывателя по соседству, исполненная Роджером Алламом, была бы идеальна для Ричарда Гриффитса, но он больше уже никогда не поднимется на сцену Национального Театра.
Вошедшая в мир искусства в образе Виолы из «Двенадцатой ночи», Мэгги Смит не играет, но становится Маргарет Шэпард. Без сомнений пьеса получит еще множество ремейков и занавес будет снова и снова открывать вид на двор, что поделили между собой одинокий писатель и не менее одинокая старушка, но невозможно представить кого-то способного не заменить, но хотя бы сравниться с Мэгги Смит, которой даже в радиопостановке BBC4 удалось создать почти осязаемый слушателем образ леди в фургоне. Награда имени Лоуренса Оливье, на которую Смит была номинирована в год выхода спектакля «Леди в фургоне», ей не досталась, что служит исключительно свидетельством ничтожности наград перед лицом таланта, их значимости исключительно для новоявленных «гамлетов» и «кориоланов», чья фан-база состоит из тинэйджеров и строится на принципах сообразным неокрепшим умам.
«Леди в фургоне» представляет собой ошеломляющую симфонию тем, которую Алан Беннетт, как и всегда, делает достоянием каждого зрителя, протягивая ему руку словно старый учитель из Шеффилда по имени Гектор. Комедия, трагедия или же философское рассуждение о том самом «tomorrow and tomorrow and tomorrow», описанном Уильямом Шекспиром — только вам решать каков жанр «Леди в фургоне», и о чем же хотел рассказать ее автор. Быть может это рассуждение о сакральном, чья диспозиция неожиданно оказывается в пространстве профанного. Но совершенно точно ясно одно: по прошествии лет «Леди в фургоне» и другие произведения уроженца Лидса по праву займут свое место в разделе классической литературы, а театральные режиссеры будут предпринимать бесплодные в большинстве своем попытки по воплощению пьес Беннетта так, чтобы их одобрил сам Автор. Евгения Савкина
РЕЗЮМЕ: не верьте рецензиям про то, что это фильм о хорошо воспитанной старушке, любимице района. Нет, нет и нет. Ничего общего со сладенькими рождественскими историями. Во-первых, это – фильм-детектив. Все начинается с аварии. Скрежет тормозов, крик и кровь на лобовом стекле фургона нашей героини – Мэри Шеперд. Что же случилось на самом деле, почему и как старушка дошла до жизни в фургоне, мы узнаем только в конце фильма. Во-вторых, это – пародия и сатира на добрые нравы и благотворительность. Спокойный район, вполне состоятельные и уважаемые граждане. И леди в фургоне, периодически меняющая место парковки. Кому “повезет” на этот раз? Главному герою – Алану. Фургон остался у его дома на 15 лет. Да и что можно возразить против старушкиного: “Мне было видение. Я должна остановиться здесь”.
Специально для STARBOM.com Николай Лежнев