О ЧЕМ КИНО: Карл Каспер (Джон Фавро), шеф-повар ресторана, сталкивается с диктатом владельца (Дастин Хоффманн), который запрещает ему кулинарные эксперименты и заставляет готовить стандартное меню. Однажды в их заведение приходит известный ресторанный критик и разносит в пух и прах повседневную стряпню: “Карл Каспер превратился в потасканную тетушку которая пытается зажать вас в своем дряблом декольте. Его набор веса означает одно – он доедает то, что возвращают клиенты!” Будучи немного отставшим от жизни, Карл Каспер позднее, благодаря своему 10-летнему сыну Перси, узнаёт о том, как обсуждают его в Твиттере и, по неосторожности, оставляет провокационный комментарий, который прочитают тысячи людей и это приводит к целому ряду происшествий, в том числе и увольнению Каспера. Став звездой интернета и не имея предложений по работе, Карл вместе с помощником Мартином (Джон Легуизамо) открывает дело в виде небольшого фургончика с кубинской едой и своим фирменным меню. Он пытается отыскать потерянное кулинарное вдохновение и попутно наладить отношения с сыном и бывшей женой (София Вергара)…
ПОЧЕМУ СТОИТ ПОСМОТРЕТЬ: в Голливуде среди актёров и режиссёров актуальна следующая формула: «Один фильм для студии – один фильм для себя». Определённо для Джона Фавро многомиллионники «Железный Человек 1-2» и «Ковбои против пришельцев» явно были «для студии»: так силён контраст между теми стандартизированными продуктами и душевным, тихим и спокойным «Поваром на колёсах», который, несмотря на небольшой бюджет, на ранней стадии производства смог привлечь потрясающий актёрский состав. Сам режиссёр исполнил главную роль, второй план — у Джона Легуизамо, известного по сотрудничеству со Спайком Ли, Базом Лурманом и Брайаном Де Пальмой. В небольших ролях снялись Роберт Дауни-мл. (сыгравший комедийного мачо с перевязанными фалоппиевыми трубами), брюнетка (!!) Скарлетт Йоханссон в роли администратора ресторана, Дастин Хоффман (сыграл злого начальника) и, шикарно выглядящая в 41 год, не агрессивная (!!) София Вергара (бывшая жена главного героя).
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: Джон Фавро — режиссёр неоднозначный. Сняв отменного «Железного Человека», он чуть не загубил всё второй частью. Но одно у него отнять нельзя: хорошее чувство стиля и прекрасную постановку диалоговых сцен. Эти два фактора играют определяющую роль в «Поваре». Скорее всего он не станет хитом кассовых сборов (фильм и не рекламировали толком) и для критиков не будет лакомым кусочком, поэтому Джон Фавро делает всё прежде всего для себя. Йоханссон, Хоффман, Дауни-мл. здесь не для привлечения аудитории, а потому что Джону Фавро будет приятно видеть их, пересматривая дома фильм, где он в первый (и, скорее всего, последний) раз играет главную роль. Но это совсем не значит, что случайному зрителю тут нечем поживиться. Перед его взором открывается милый, добрый, чудесный мир, где всё красиво и где героиня Скарлетт Йоханссон ловит кулинарный оргазм! «Повар на колёсах» дарит эстетическое наслаждение и ценен своим зарядом положительной энергии. А это совсем не мало.
«Шеф» при своём не самом оригинальном сюжете очень современен. Помимо истории о поиске занятия «для души» и сближения с родственниками лента показывает влияние интернета и соцсетей на жизнь человека, причём как в положительном, так и в отрицательном смысле. Сначала видео с кричащим на ресторанного критика Карлом разлетается по сети и губит его карьеру, а потом его сын с помощью того же Твиттера и Фейсбука «раскручивает» новый бизнес отца. «Повар на колёсах» не отворачивается от современных жизненных реалий, но и не раздражает большим количеством интернет-слэнга – скорее освежает эту комедийную драму неизбитыми гэгами. На самом деле фильм Фавро – не совсем комедия, хотя шуток, которыми в основном сыплет герой Легуизамо хватает. Мартин то писклявит женским голосом: “Карл, ти такой секси в своем бандано! Я хочу твой платано !” (платано – кубинский багет), то дает сыну Карла пиво, а в ответ на упреки парирует: “Как я мог дать 10-летнему ребенку пиво? Это сервеза!”
Фильм недвусмысленно говорит, что повар-ас – тот же художник, и он может творить только тогда, когда полностью свободен. Зрителю предоставится возможность сравнить буквально по-кадрово то, что готовят ежедневно на кухне фешенебельного ресторана и то, что готовит, экспериментируя, у себя дома Карл. Это просто не сопоставимо – творения Карла Каспера пробуждают немедленно сесть за обеденный стол, а ресторанная еда, напротив, убивает аппетит. В этом смысле напрашивается сравнение фильма Джона Фавро с недавней картиной Дмитрия Дьяченко “Кухня в Париже”. В российском фильме: мыши чувствуют себя на кухне как дома, для встречи президентов России и Франции продукты чуть ли не воруются с лотков в арабских кварталах и в дешевых гастрономах, шеф-повар все время подшофе. В фильме Джона Фавро: в течение пары дней ржавый фуд-трак превращается в сверкающий полированной нержавейкой дворец, Карл Каспер оборудует его супер-современной техникой попутно рассказывая сыну Перси о легендарных кухонных ножах, за знаменитым копченным мясом приходится ехать в Даллас (причем на руки можно получить лишь четыре двухкилограммовых куска). Кстати, не совсем ясно – то ли это виртуозный монтаж, то ли Джон Фавро посещал курсы – но овощи он шинкует с шиком и со скоростью настоящего профессионала. Как подобает настоящему режиссеру-профессионалу, Фавро сделал так, что в начале фильма София Вергара выглядела немного блекло но с каждым новым появлением на экране становилась все красивее и сексапильнее!
P.S. Не стоит смотреть этот фильм, сидя на диете, или на голодный желудок! ФОТОГАЛЕРЕЯ Кинотеатр “Оскар” этой проблемой озаботился и многочисленные звездные гости премьеры смогли поучаствовать в мастер-классе по изготовлению сэндвичей от сети Aroma espresso bar! И, разумеется, съесть приготовленное.
Специально для STARBOM.com Николай Лежнев