О ЧЕМ КИНО: выдающийся повар Адам Джонс (Брэдли Купер) рано стал парижской знаменитостью, но не выдержал эмоционального давления и пристрастился к спиртному и наркотикам. Он полностью разрушил свою жизнь и сбежал в Нью-Орлеан где три года приходил в себя, вскрывая устричные раковины в дешевой забегаловке. После миллиона вскрытых раковин Адам переехал в Лондон, чтобы снова стать одним из лучших шеф-поваров. При помощи влиятельного ресторанного критика Симоны Форт (Ума Турман), лесбиянки, с которой он некогда переспал, Джонс практически заставляет своего друга, ресторатора Тони (Даниэль Брюль) предоставить деньги и помещение для открытия ресторана “Адам Джонс в Лангхэме”. Команду поваров составляют давно знакомые Адаму, Мишель (Омар Си), Макс (Риккардо Скамарчио), Дэвид (Сэм Кили) и специалист по соусам Хелен (Сиенна Миллер) которую Джонс нашёл в Нью-Орлеане. Максималист по жизни, Адам ставит амбициозные цели, среди которых не только заткнуть за пояс бывшего друга, а теперь конкурента Рииза Монтгомери (Мэттью Риз), но и получить три звезды от каталога Мишлен – высшую награду в мире рестораторов…
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: поставивший картину режиссер Джон Уэллс, известен не только как автор проникновенной драмы “Август”, но и как продюсер знаменитых производственных телесериалов “Третья смена”и “Скорая помощь”, а посему знает толк в картинке своего любимого жанра. Он изображает ресторанную “магию” с таким смаком, что, когда выходишь из кинозала, хочется потратить все сбережения на поход в высококлассное заведение из каталога “Мишлен” (действие фильма строится вокруг попыток Адама Джонса получить высший мишленовский рейтинг – “3 звезды”). Даже если вы в грош не ставите кухню “от кутюр”, картина Уэллса убедит вас, что дорогие блюда стоят своих денег – не потому, что для их приготовления используются наилучшие ингредиенты, а потому, что шеф-повара днюют и ночуют на кухне, шлифуя свои творения и подбирая идеальные пропорции компонентов и идеальные технологии готовки. Конечно, не все корпят над своим меню так, как Адам Джонс. Но на то и рейтинги “Мишлен”, чтобы отделять зерна от плевел.
Впрочем, “Шеф” – это все же кино о заглавном герое, а не об обжарке палтуса (о нем в фильме говорят так часто, что впору дать ресторану имя этой рыбы). А человеческая история ленты чаще разочаровывает, чем восхищает. В таких картинах герой на пути к вершине должен преодолевать препятствия одно выше другого, а Джонсу слишком легко все дается. Джонс мгновенно собирает команду из бывших сотрудников и молодых поваров, получает в полное распоряжение специально для него оборудованный ресторан и устраивает истерику, когда в день открытия в зале оказывается несколько пустых столиков. Мол, его должны с порога простить не только все друзья, но и все клиенты. В дальнейшем же Джонс борется не просто за признание, а за высшее признание (сейчас в Британии и Ирландии всего четыре ресторана с тремя звездами “Мишлен”), и единственной преградой на его пути оказываются его собственные “тараканы”. Люди буквально стелются перед ним, чтобы стать ступеньками на его пути к успеху, и ему нужно лишь вовремя принимать их помощь – что, собственно, и составляет его единственную сюжетную проблему. Чтобы понять, какая у Джонса райская жизнь, достаточно посмотреть на главную героиню фильма Хелен (Сиенна Миллер), которая становится соус-шефом в его заведении. Хелен – талантливый и знающий повар. Она просвещает Джонса по части кулинарных новшеств, работает вместе с ним над новыми блюдами, распоряжается на кухне в его отсутствие… И она делает все это, в одиночку воспитывая маленькую девочку и борясь с собственным алкоголизмом. При этом Хелен никто рестораны под ключ не вручает, под ее ноги никто не стелется, и ее, в сущности, никто не поддерживает. Так почему же фильм об Адаме, а не о ней? Хелен куда больше заслуживает света софитов, чем взрослый мужик, который живет как избалованный ребенок. Фильм же видит в ней исключительно помощницу Адама и потенциальную романтическую партнершу. Конечно, есть свой драматургический смысл в сюжете о наглом эгоисте, который, чтобы добиться профессионального совершенства, вынужден признать свою человеческую слабость и принять помощь окружающих. Но такой сюжет требует куда большего драматического давления, чем то, которое оказывается на Адама. И если герой, несмотря на его “подвиги”, всеми любим, то ему лучше быть великим врачом, чем великим кулинаром. Вспомним доктора Хауса – ему многое сходит с рук, потому что он спасает человеческие жизни. Джонс же просто красиво выкладывает кусочки на тарелке. Почему это дает ему право вести себя как Хаус? К счастью для “Шефа”, мужское обаяние Брэдли Купера делает его персонажа почти сносным главным героем. Кроме того, фильм снят как трагикомедия, а не как драма, и потому его не стоит принимать слишком всерьез. Брэдли Купер десять лет назад сыграл главную роль в шоу “Секреты на кухне”, где его персонажу – талантливому, но сбившемуся с пути – тоже давали второй шанс. Возможно, это просто совпадение, но в фильме Джона Уэллса актер, по сути, возвращается к образу, который создал во времена, когда еще не входил в число регулярных номинантов на Оскар. Однако символизм налицо – едва ли участие в этом проекте будет красными буквами вписано в резюме Купера. Возможно, для артиста попроще рангом эта работа и стала бы значимой вехой, но Брэдли уже побывал на высотах, после которых “Шеф” его, похоже, совсем не возбуждает. К счастью, в прицел камеры оператора попадают не только пытающиеся демонстрировать ненаигрынные эмоции актеры – есть еще и еда. Даже самые банальные продукты можно снять красиво, а когда речь идет о деликатесах и шедеврах от профессиональных поваров, то получаются кадры, от которых сложно оторвать глаз. Адам Джонс не зря сравнивает наслаждение от еды с оргазмом, ведь “Шеф” – показательный образец фуд-порно в большом кинематографе. Тот случай, когда важен не только вкус, но и вид, а яркими картинками зрителя накормят сполна. Вот только, кажется, не совсем правильно, когда смотреть на обжарку палтуса приятнее, чем следить за неубедительными терзаниями главного героя. Тем более, режиссер Джон Уэллс утверждает, что все-таки снимал кино о человеке, а не об изысканных лакомствах.
РЕЗЮМЕ: чтобы получить от “Шефа” максимальное удовольствие, нужно расслабиться, не обращать внимания на психологические нестыковки, не кривиться от выспренних речей о смысле жизни и кулинарии, наслаждаться забавными сценами и шутками, облизываться при виде безупречно приготовленных яств, прощать Джонсу “хаусовость” ради его чистых голубых глаз… И искренне, по-детски переживать в тех нескольких сценах, где герою приходится нелегко. Иными словами, “Шеф” – это не элитное кушанье, а фастфудный гамбургер, которым можно наесться, если не задумываться о том, как и из чего он приготовлен.
Специально для STARBOM.com Николай Лежнев