О ЧЕМ КИНО: молодой аристократ Якоб ван Зайлен де Вит (Йерун ван Конингсбругге), наследник огромного состояния, живет в окружении роскоши и великолепия. Но единственное его желание после смерти обожаемой мамы, абсолютно рациональное и продуманное – свести счеты с жизнью. Он хорошо воспитан, в меру образован, но абсолютно не способен испытывать сильные эмоции. И смерть для него – закономерное завершение земного бытия, к которому он тщательно готовится, продавая родовое имение и избавляясь от других активов. Пытаясь найти место для самоубийства, Якоб видит добровольный уход из жизни дряхлого старика и находит визитку туристического агентства “Элизиум” которое, по словам его директора, мистера Джонса (Генри Гудман), отправляет своих клиентов в последнее путешествие. Не прельстившись перспективой взрыва на рыбалке или во время катания на каруселях, Якоб выбирает тарифный пакет “Сюрприз” – клиент не знает заранее когда наступит смерть. При “Элизиуме” имеется салон ритуальных услуг и там Якоб знакомится с симпатичной девушкой Анне де Конинг (Джорджина Вербаан) также выбравшей пакет “Сюрприз”. Время идёт, они с Анне начинают встречаться, а смерть все время обходит их стороной…
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЁРЫ: возвращение Майка ван Дима было давно ожидаемым событием. После успеха фильма “Характер”, получившего в 1998 году Оскар за “Лучший фильм на иностранном языке”, режиссер погрузился в молчание, оказавшееся, по результатам, действительно глубокомысленным. А плод его размышлений – вполне своевременным.
По сути дела, фабула его новой работы под названием “Сюрприз” является своеобразным развитием новеллы Андре Моруа “Отель “Танатос”, которая во времена ее написания казалась абсолютно фантастической. Но реалии двадцать первого века, расширенное и очень вольное толкование прав человека подготовили представителей европейской цивилизации и к такому обороту событий. Организация, занимающаяся умерщвлением людей за их же деньги, называется здесь не менее зловеще – на место “Танатоса”, персонифицированного олицетворения смерти, пришел “Элизиум” – намек на то, что на следующем витке человеческого развития новая сущность представляет собой коллективное, сетевое начало, подобно своему прообразу из греческой мифологии – загробному миру. Как бы в подтверждение этому, Анне (Джорджина Вербаан) считает что после смерти они переселятся на этаж выше и станут лучше и чище! “На этом этаже я не слишком далеко продвинулась!”. Причудливым образом эти мысли переплетаются с представлениями мусульман о загробном мире для праведников. И, наверное, не случайно работники агентства “Элизиум” оказываются братьями с говорящими именами – Асиф, Мошин, Халим, Хурам и даже мистер Джонс имеет ярко выраженную восточную внешность.
Фильм Майка ван Дима на первый взгляд может показаться простоватой черной комедией. Якоб, заплативший кругленькую сумму за переход на другой уровень, неожиданно передумывает и к тому же собирается расторгнуть контракт на продажу своего имения русским клиентам. И тут же подвергается давлению со всех сторон. Но режиссер, надо отдать ему должное, завершает свой фильм изящной, грустной концовкой, заставляющей по-иному посмотреть на приключения Якоба ван Зайлен де Вита…
Специально для STARBOM.com Николай Лежнев