О ЧЕМ КИНО: Орделл Робби (Мос Деф) и Луис Гарра (Джон Хоукс) познакомились за решеткой. Теперь они на свободе и готовят крупное дело: похищение жены детройтского девелопера с целью получения выкупа. Но им и в голову не могло прийти, что буквально за день до похищения Фрэнк Доусон (Тим Роббинс) подал на развод и смерть Мики Доусон (Дженнифер Энистон) может избавить его от головной боли – выплаты солидных отступных…
РЕЦЕНЗИЯ: «Преступная жизнь»: Как вор вора перехитрил.
Новелла «The Switch» Элмора Леонарда, была адаптирована для экрана и поставлена Дэниэлом Шехтером. Дженнифер Анистон, Айла Фишер, Уилл Форте и Тим Роббинс, 26 съемочных дней и зажигательный саундтрек в стиле 1970-х, в истории о том, как одни хитрецы попадают впросак, встречая еще более нечестных людей.
Начинаясь вроде бы очень просто — 1978-й год, двое мелких криминальных элемента решают похитить жену богача ради выкупа — затем «Преступная жизнь» будет все более и более усложняться, добавлять в изначально чистые цвета новые оттенки. Жена оказывается водит дружбу с трусоватым типом, а муж нечист на руку, да еще и крутит страсти с молодой и очень наглой любовницей. Да и сами горе-похитители берут в сообщники помешанного расиста, что не облегчает им задачи. С каждой секундой герои будут выяснять, как многогранны могут быть взаимоотношения, и что похищение не такое уж и простое преступление, как им казалось поначалу.
Фильм хорош сочетанием казалось бы несовместимых вещей, таких как комедия и жестокость, «Преступную жизнь» можно сравнить с «Маленьким семейным бизнесом», пьесой Алана Эйкборна. Такое сравнение корректно, так как, во-первых, фильм Дэниэла Шехтера легко разделяется на отдельные сцены (как любая хорошая театральная постановка), которые не просто следуют одна за другой, как это обычно бывает в непримечательных фильмах, а образуют общую картину черного юмора и трагичности ситуации, которая на поверку оборачивается комедией. А во-вторых постановщик «Преступной жизни» делает вещь очень нетипичную для современного массового кинематографа — ставит рядом юморески и сцены отнюдь не смешные. К примеру, среди всеобщего бурлеска будет здесь попытка изнасилования. То есть, фильм представляет собой образец настоящего черного юмора, присущего перу Элмора Леонардо, когда вроде бы абсурдные ситуации оказываются жестоки в своем реализме.
Кассового успеха «Преступная жизнь» не снискала, что исчерпывающе объясняется той самой театральностью и black comedy, описанными выше. Таким образом, как образец кинопроизведения, фильм представляется очень достойным. А вот для массового зрителя подобное не подходит. Если бы Дженнифер Анистон похищали туповатые бандиты (читай, линейное развитие событий), и все это сопровождалось бы закадровым смехом, тогда картина имела бы успех. Но снимать шаблонные, проходные фильмы Дэниэл Шехтер не умеет, он типичный инди-постановщик, поэтому вопрос о том, быть ли ему тем режиссером, что экранизирует новеллу Элмора Леонарда, потенциально способную показать внушительный бокс-оффис, имел место на стадии пре-продакшна.
Не стоит искать в «Преступной жизни» исключительно легкого (в дурном смысле этого слова) времяпрепровождения, покупая билет на сеанс или же приобретая цифровую копию, вы получаете куда больше, чем набор предельно аккуратных гэгов, что наполняют большинство фильмов, на которые вешается лейбл «комедия». Здесь перед зрителем предстает образец элегантной режиссуры, настоящего мастерства, пусть не творца, но ремесленника, способного пересказать произведение знаменитого писателя и сделать это действительно хорошо. Евгения Савкина
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: режиссеру Дэниэлу Шехтеру удалось собрать в своем фильме актеров с громкими именами. Вот, только, не всем из них он подобрал роли соответствующие их возможностям, а из плутовского романа попытался сделать серьезное кино с тайными смыслами и не нужной драматизацией.
Мос Деф, сыгравший Орделла Робби, запомнился в амплуа мягких, безобидных персонажей (“16 кварталов”) и делать из него прожженного авантюриста, способного отдать приказ об убийстве женщины, пожалуй, не стоило. Дженнифер Энистон уже давно, за редкими исключениями (“Несносные боссы”) играет вялых особ, напоминающих кукол а на роль Микки Доусон просто напрашивалась более темпераментная актриса, которая в ответ на слова Фрэнка Доусона: “Никогда не жалуйся и никогда ничего не объясняй” могла бы ответить с менее пресным видом: “Это сказал Генри Форд когда его поймали пьяного вместе с проституткой!”
Тим Роббинс в роли девелопера Фрэнка Доусона традиционно показал свой высокий класс – иногда кажется что его актерский диапазон безграничен. Симпатичная малышка Айла Фишер (“Великий Гэтсби”), жена скандального Саши Байрона Коэна, идеально подошла на роль любовницы Фрэнка, Мелани. Ее героиня наделена большими сексуальными запросами, умеет заниматься сексом “по-флорентийски” и трезво оценивает способности Орделла как похитителя: “Жеребец ты отличный, а вот вымогатель – так себе!”. Марк Бун Джуниор сыграл полоумного фашиста Ричарда Монка, дурацкие выходки которого не дают фильму Дэниала Шехтера полностью скатиться в жанр философского кино.
РЕЗЮМЕ: фильм является примером той ситуации, когда огромное количество отличных актёров, вполне достойно отыгрывающих свои партии оказываются не в состоянии вдохнуть в картину необходимую энергию. В данном случае получилась уж точно не комедия, и даже не криминальный триллер, а спокойная мелодрама, если не сказать чистейшая драма о кризисе семейных отношений и предательстве.
Специально для STARBOM.com Николай Лежнев