Своей четвертой режиссерской работой Джоди Фостер делает уверенный шаг в направлении когорты избранных постановщиков. Не каждому дано так тонко соединить смешное и трагедийное в фильме на вполне серьезную тему.
В главных ролях – голливудские звезды Джордж Клуни и Джулия Робертс.
Мировая премьера фильма с бюджетом $27 млн состоялась 12 мая.
В кинотеатрах Украині – со 2 июня (картину представит B&H Film Distribution company).
О ЧЕМ КИНО: звезда телешоу “Финансовый монстр” Ли Гейтс (Джордж Клуни) уже давно заслужил славу неординарного советчика по вопросам, связанным с капиталом и источниками его пополнения. На Уолл-Стрит он – настоящий денежный бог, который даёт беспроигрышные советы.
Но вот однажды в студию заявляется Кайл Бадвелл (Джек О’Коннелл) с пистолетом, который надевает на Гейтса жилет со взрывным устройством и требует его к ответу за то, что парень, следуя советам телезвезды, потерял все свои деньги. Режиссёр телепередачи, находчивая Пэтти Фенн (Джулия Робертс), становится ещё и постановщиком сложившегося форс-мажора, ведь ей нужно как-то разрешить ситуацию и не допустить смерти Гейтса в прямом эфире…
Опомнившийся от шока Гейтс обращается в прямом эфире к зрителям с предложением скупать обесценившиеся акции корпорации Ibis – тогда их стоимость увеличится и убытки акционеров будут возмещены.
Несмотря на слова Гейтса “Я превращу дерьмо в мёд!”, чуда не происходит – акции ещё больше падают в цене. А беременная невеста Кайла, вместо того чтобы уговорить его сдаться, называет Бадвелла г….ном и бабой и предлагает немедленно застрелиться…
ОБЩЕЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ: фильм Джоди Фотсер в определенной степени воспринимается как отклонение от той генеральной линии семейно-психоаналитического и исповедально-бытового кинематографа, которую с очевидной лёгкостью можно провести через “Маленького человека Тейта” (дебют Фостер как режиссёра), “Домой на праздники” и “Бобра”. Этот смешной и трагический, грамотно поставленный фильм, опирающийся на актуальность и злободневность, стремится успеть не только к текущему моменту истории, а представляет из себя по-настоящему резкое антимедийное кино.
Балансируя на грани напряженного триллера, психологической драмы и черной комедии (в зале не раз был слышен нервный смех), Фостер в этих сценах, заключённых в четырех стенах телевизионной иллюзии, признается в своих симпатиях Сидни Люмету и его “Телесети”, Джеймсу Л. Бруксу и его “Теленовостям” и Тэду Котчеффу из “Переключая каналы”. И приходит, при этом, к неутешительным, но весьма предсказуемым выводам о тотальной власти фальшивых идеалов по ту сторону экрана, которые остаются не то что непобежденными, но даже неповрежденными, ибо в итоге американская трагедия разорившегося обывателя скукоживается до театра абсурда в реальном времени.
Чего не отнять у фильма Джоди Фостер, так это того, что ее фильм смотрится вполне интересно. Не в последнюю очередь благодаря отличной технической составляющей. Оператор Мэттью Либатик в своё время работал с Дареном Аронофски, снял два “Железных человека”, но важнее всего то, что до он уже успел сделать два фильма в том же жанре – “Телефонная будка” и “Не пойман – не вор”. Так что с задачей снять по-настоящему напряжённый триллер, действие которого разворачивается в закрытом пространстве по плану некоего психопата, он справился на отлично.
Ну и, конечно же, актеры, которые тут правда хороши. Джордж Клуни и Джулия Робертс уже давно сработались вместе, у них получается отличный актёрский дуэт. Американскому “Басилашвили” всегда удавалось играть “слащавых пафосных ублюдков»” а второй – “сильных независимых женщин”, и они отлично дополняют друг друга в этой типичной парочке “идиот и умница”.
На мой взгляд, центральным персонажем картины является не Ли Гейтс и не Кайл Бадвелл, а Патти Фенн – стойкая и рассудительная женщина. В режиссерской работе Джоди Фостер и не могло быть по-другому. Фенн работает на невидимом фронте и, оставаясь за кадром, держит под контролем весь процесс, пока парни с пистолетами раздумывают, в кого стрелять первым. Фостер не прогадала, взяв на эту роль Джулию Робертс, выдавшую один из своих лучших перформансов за последние годы. Кажется, что актриса изучила своего персонажа лучше себя самой и, несмотря на хладнокровие и видимое спокойствие своей героини, умудрялась щекотать нервы зрителям на протяжении всего фильма. Порадовал и Джек О’Коннелл сыгравший Кайла Бадвелла – у него яркая внешность, запоминающаяся мимика, он очень органичен в роли слетевшего с катушек парня, которому нечего терять. Ну и прочие стараются не отставать – звезда “Прослушки” Доминик Уэст, а также упоительно смешной Ленни Венито в роли оператора на студии (сыгравший, кстати, сам себя), который добавляет в эту в целом мрачную историю знатную долю юмора…
РЕЗЮМЕ: размытость финала, напоенная издевательской декоративностью, подчеркивает лишь одно: Фостер, а вместе с ней и Клуни предпочли осторожничать, оставив многоточия там, где все по умолчанию должно было быть ясно и понятно. “Финансовый монстр” в итоге воспринимается как истинно жанровое кино, которому просто не хватило дерзости пойти до конца, называя все вещи своими именами…
Николай ЛЕЖНЕВ, специально для STARBOM.com