1. «Дюна» Алехандро Ходоровского Экранизировать популярный научно-фантастический роман Фрэнка Герберта голливудские кинематографисты хотели сразу же после его выхода в 1965 году. Но фильм вышел только в 1984 году. Это была спорная постановка молодого Дэвида Линча, еще только ищущего свой стиль. До этого «Дюну» вверили чилийцу Алехандро Ходоровскому – одному из самых экстраординарных режиссеров мирового кино. Его сюрреалистические фильмы «Крот» и «Священная гора» перевернули мировоззрение киноманов 1970-х годов . Ходоровский, не долго думая, заказал саундтрек у Pink Floyd, а художником-постановщиком назначил Ганса Гигера, тогда еще малоизвестного создателя образа Чужого из одноименного фильма. Но на этом сюрпризы с «Дюной» не закончились – на одну из главных ролей Ходоровский пригласил Сальвадора Дали. В итоге бюджет картины так раздулся, что продюсеры просто побоялись разориться и закрыли проект. А вот если бы все сложилось так, как задумывал Ходоровский, человечество получило бы беспрецедентный фантастический блокбастер, переплюнувший по популярности «Звездные войны».
2. «Супермен жив» Тима Бертона Сняв два фильма о Бэтмене, американский сказочник Тим Бертон принялся за киноадаптацию комиксов о Супермене. До него уже было снято несколько фильмов о Человеке из Стали, но продюсеры видели коммерческий потенциал перезагрузки франшизы на волне популярности фильмов о Черном рыцаре. Тим Бертон с душой подошел к делу – он заново переработал слащавый образ Супермена и сделал его мрачноватым на вид существом не от мира сего в лучших традициях Эдварда Руки-ножницы. Достаточно посмотреть на концепт-арты к фильму, чтобы понять, насколько революционным было бы кино, если бы студия неожиданно не закрыла проект, находящийся в самом разгаре. Только спустя 16 лет другой визионер от кино, Зак Снайдер, все таки умудрился перезагрузить Супермена и сделал это успешно. А Бертон вместо фильма о человеке в трусах поверх трико, снял один из самых успешных своих фильмов – эталонный готический хоррор «Сонная лощина». В общем, что не делается, все к лучшему.
3. «Человек, который убил Дон Кихота» Терри Гиллиама Этот проект Терри Гиллиама уже стал притчей во языцех. Начался он в 2000 году, как фантастическая история о человеке из XXI века, каким-то образом попавшем в средневековую Испанию и ставшем Санчо Пансой для Дон Кихота. В дальнейшем ему придется выяснить, кто же убил Рыцаря Печального Образа. На главные роли Гиллиам взял Джонни Деппа и Жана Рошфора, но вольную экранизацию романа Сервантеса ждали сплошные неудачи. Сначала Рошфор вышел из проекта из-за проблем со здоровьем, а потом вообще закончились деньги. В итоге Гиллиам переключился на другой проект, но не забыл о «Дон Кихоте» и в 2008 году опять попытался его запустить, но уже с Юэном Макгрегором вместо Деппа в главной роли. Проект опять пришлось закрыть из-за нехватки средств. Но настойчивый Гиллиам не сдавался и в августе 2014 года объявил о том, что деньги найдены и фильму суждено быть. Но за все эти долгие 14 лет сюжет картины тоже коренным образом изменился. «Это будет фильм о том, как кино ломает людей. Наш герой когда-то снял фильм о Дон Кихоте, и он не очень хорошо подействовал на некоторых людей. Одни сошли с ума, другие стали пьяницами, третьи подались в проституцию», – так рассказывает автор о сюжете своего долгостроя. Остается только ждать и надеяться, что проект мечты британского режиссера состоится.
4. «Хребты безумия» Гильермо дель Торо Гильермо дель Торо – мастер по созданию самых колоритных и запоминающихся монстров. Неудивительно, что проектом его мечты является экранизация знаменитой повести Лавкрафта «Хребты безумия», в котором есть где развернуться, оживляя многочисленных чудовищ, придуманных американским писателем. В 2011 году проекту дали зеленый свет, но так же быстро и прикрыли, оправдываясь слишком большим бюджетом для фильма ужасов с рейтингом R. Дель Торо рвал и метал, но быстро переключился на более безобидный «Тихоокеанский рубеж» о борьбе гигантских роботов с морскими чудовищами. Несмотря на это, он до сих пор не теряет надежды возобновить работу над «Хребтами безумия».
5. «Потерянный рай» Алекса Пройаса Экранизация поэмы Джона Мильтона о падении Люцифера с небес и о дальнейших его попытках свергнуть Бога давно просилась на экраны, но только сейчас можно было бы себе позволить тот визуальный размах, который достоин этого библейского сюжета. В 2012 году голливудские боссы поручили съемки «Потерянного рая» режиссеру культового «Ворона» Алексу Пройасу. А на роль Люцифера был выбран популярный актер Бредли Купер. Но бюджет картины рос как на дрожжах, и студия решила «заморозить» проект на неопределенный срок. Теперь неизвестно, когда мы увидим эпическую битву между ангелами и демонами со спецэффектами, достойными «Аватара».