Прекрасный фильм о знаменитом живописце, одном из основателей импрессионизма Пьере Огюсте Ренуаре. Все, что мы видим на экране – давно уже история, и об удивительной семье Ренуаров рассказано, пожалуй, все. Но…
Режиссер Жиль Бурдо («Заложники смерти») показал последний год жизни великого художника. Ренуар находится в том возрасте и состоянии, когда все его слова становятся цитатами! Художника, умершего на 78 году жизни сыграл 87-летний Мишель Буке, известный, прежде всего, ролями отрицательных персонажей. Чего стоит только капиталист Пьер Рамбаль-Коше из фильма «Игрушка» (1976) с Пьером Ришаром. А ведь классическими стали также роли жесткого полицейского из фильма «Двое в городе» с Аленом Делоном и инспектора Жавера из «Отверженных» 1982 года. Рассел Кроу, из современной постановки, отдыхает!! Один из основателей импрессионизма, Ренуар известен в первую очередь как мастер светского портрета, он первым снискал коммерческий успех у состоятельных парижан. После неудачного падения с велосипеда Ренуар страдал ревматизмом, его разбил паралич, но все, что выходило из-под его кисти – стоило больших денег и обитатели большого красивого дома в Кань-сюр-Мер заняты одним – обслуживанием Хозяина.
Жена художника прислала молодую натурщицу Андре Хеслинг вместо знойной Габриэль (Романа Боринже), которая уж слишком обхаживала ее мужа. 21-летняя Криста Тере («LOL», «Человек который смеется») совершенно не похожа на тот образ, который в Андре видел Огюст Ренуар, что говорить – на первом сеансе, вместо своего изображения, она увидела на холсте несколько лимонов. Впрочем, и реальная Андре не была похожа на ту толстуху, какой художник запечатлел ее на холсте.
Так или иначе, все живущие в этом доме были моделями Хозяина и побывали в его постели (у Ренуаров всегда так – начинаешь прислугой заканчиваешь моделью, или начинаешь моделью – заканчиваешь прислугой). Поэтому, когда Андре пытается заявить: «Я не такая – я муза!», ее быстро ставят на место. Попытки охмурить художника смысла не имеют из-за его немощности – сиделке приходится вставлять кисть между пальцами мэтра, а младший сын Клод придумал приспособление, облегчающее процесс рисования.
Поэтому все свои усилия Андре направляет на Жана Ренуара (Венсан Ротье), сына, который после ранения на войне набирается сил дома. Ей, увлеченной кинематографом, Жан рекомендует найти командициста, человека которые вложит в нее деньги. «Так будь им». – «Но у меня ничего нет». – «Но картины твоего отца чего-то стоят?». После смерти отца в 1919 году они таки поженились и прожили вместе до 1931 года, когда расстались после жуткой ссоры. Будущий знаменитый кинорежиссер сделал знаменитостью и Андре (под псевдонимом Катрин Хеслинг), но после разрыва ее кинокарьера закончилась. Умерли они одновременно в 1979 году – она в безвестности, он знаменитым голливудскими режиссером (Оскар-1946 за «Южанин») Позже Жан Ренуар напишет: «Вся ценность моих первых работ заключена в игре Катрин Хеслинг, это была актриса потрясающая, слишком потрясающая для трусливых французских коммерсантов».
Удивительный фильм! Обычно кино-биографии тяготеют к бытовизму. А режиссер Жиль Бурдо сделал фильм о красоте окружающего мира и человеке который способен пронести эту красоту через вечность. Невероятно красивые пейзажи, незнакомая нам природа юга Франции – тайваньский оператор Ли Пинбинь («Нью-Йорк, я люблю тебя», «Заложник смерти») сумел удивить. А какая музыка! Написал ее, наверное самый востребованный композитор современного кино, Александр Депла («Цель номер один», «Хранители снов», «Операция «Арго», «Ржавчина и кость», «Королевство полной луны», «Мартовские иды», «Ларго Винч-2», «Писатель-призрак», «Сумерки. Сага Новолуние», «Золотой компас», «Королева», «Казанова», «Заложник», «Женщина с жемчужной сережкой», «Король говорит», «Гарри Поттер и дары смерти», «Загадочная история Бенджамина Баттона»).
Цитаты: «Хозяин, вам не помешает если я пошевелюсь?» – « Если бы мне это мешало, я рисовал бы яблоки!». «Мой старший сын актер. В кино? Боже упаси – в театре!». «Жан, не играй с судьбой, ты должен плыть как пробка по течению ручья. Мою судьбу решило создание машин для производства фарфора, а то бы я разрисовывал тарелки и был счастлив!». «Всю жизнь я стремился к сложности а теперь все упрощаю! Структуру должен создавать свет а не рисунок! Ренуар никогда не выберет черный цвет, картина должна быть спокойной и радостной. Трагедиями пусть занимаются другие». «Я отказываюсь ходить – ходьба отнимает все мои силы и я не могу заниматься живописью. А если у вас откажут руки? Буду рисовать членом!». «К любой женщине, королеве или шлюхе, надо относиться с уважением» . «Боль проходит – красота остается! Я всю жизнь стараюсь рисовать как ребенок, ничего не зная, не думая.
Специально для STARBOM.com Николай Лежнев