Фильм «Тайна в их глазах» (Secret in Their Eyes) «Это несправедливо — он умрёт легко и быстро а я буду гнить в тюрьме 50 лет…»

Назад
НОВОСТИ

2-52-92-12-102-82-62-42-3О ЧЕМ КИНО: Рэй Кэстен (Чиветель Эджиофор) и Джесс Кобб (Джулия Робертс) — федералы, работающие в одной команде. Они тесно и близко общаются между собой, поэтому знают друг о друге все. Джесс знает, что Рэй испытывает чувства к их начальнице Клэр (Николь Кидман), но у него не хватает смелости подойти к и признаться в любви к умной и красивой женщине. Мирная жизнь дружной команды федералов перетекает изо дня в день, не неся в себе никаких изменений, пока не случается страшная трагедия. В одном из районов города в мусорном баке найден труп неизвестной девушки. Убитой оказывается дочь Джесс. Женщина не может поверить в чудовищность произошедшего, ее психическое состояние оказывается на грани срыва. Коллегам быстро удается найти подозреваемого, он цинично признается в убийстве, но против нет достаточно улик, поэтому его приходится отпустить. К тому же выясняется, что Энсон Марзин (Джо Коулудивительно похожий на Винсента Меттеля актера и режиссера киевского Серого Театра) является стукачом и в полиции его покрывают. Импульсивный Рэй предлагает «грохнуть» его прямо в участке, но Джесс говорит: «Это несправедливо — он умрёт легко и быстро а я буду гнить в тюрьме 50 лет…» Марзин, между тем, исчезает и только спустя 13 лет, Рэю удается выйти на его след…
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: в 2010 году главными претендентами на «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке считались две нашумевшие картины – «Белая лента» Михаэля Ханеке и «Пророк» Жака Одиара. Статуэтка, однако, досталась аргентинскому криминальному триллеру Хуана Хосе Кампанельи «Тайна в ее глазах». Когда фильм Кампанельи добрался до тех, кто оспаривал его превосходство, они признали, что аргентинец получил «Оскар» не по каким-то политкорректным мотивам, а потому что снял великолепное кино, соединившее детективный триллер, политический памфлет и психологическую драму. «Тайна…» оказалась одной из тех лент, которые в равной степени увлекают рядовых зрителей и профессиональных киноманов. Это подтвердили ее престижные международные награды и блокбастерные сборы в национальном прокате. Разумеется, «Тайна…» не нуждалась в голливудском ремейке. Но соответствующие права на нее все же были приобретены, и созданием ее американской версии занялся сценарист и режиссер Билли Рэй (автор сценария первых «Голодных игр», «Капитана Филлипса» и «Цвета ночи»). Задача перед ним стояла сложная и заведомо неблагодарная. Тем не менее Рэй проделал если не безупречную, то весьма достойную работу, и это не тот случай, когда ремейк кажется бледным и несуразным подобием оригинала. Даже если вы отлично знаете и искренне любите фильм Кампанельи, вам стоит увидеть версию Рэя. Причем не для того, чтобы посмеяться над потугами голливудца, а для того, чтобы оценить, как интересно Рэй переосмыслил и перестроил полотно в соответствии с североамериканскими реалиями и вкусами.
Как только начинаешь смотреть новую «Тайну…», в глаза сразу бросаются фундаментальные различия между двумя картинами. Прежде всего, если у Кампанельи действие в основном развивалось в прошлом, в воспоминаниях о давних событиях, то в новой «Тайне» прошлое и настоящее почти равны по продолжительности, значению и увлекательности. Расследование Рэя и Клэр, начавшееся 13 лет назад, длится по сию пору, а не просто всплывает в разговоре. Далее, если аргентинский федеральный агент расследовал изнасилование и убийство незнакомой женщины, то его американский коллега ищет маньяка, покусившегося на дочь коллеги — девушку, которую он отлично знал и которая была ему дорога как родная. Наконец, Джесс играет заметно большую сюжетную роль, чем муж покойной в аргентинской ленте, и это заставляет по-новому взглянуть на некоторые ключевые события, общие для обоих повествований. Все эти и другие различия приводят к тому, что ленты размышляют о разных вещах. В то время как аргентинская постановка прежде всего посвящена невозможности отправления правосудия в эпоху диктатуры (1970-е были тяжелым временем в истории страны), голливудский фильм оказывается в первую очередь историей об одержимости. Рэй одержим поисками маньяка, Джесс одержима наказанием убийцы, маньяк одержим…, Клэр одержима…, прокурор округа одержим…И эти одержимости становятся опасными и болезненными. Зачастую кино и телевидение прославляют сыщиков, которые десятилетиями не могут «отпустить» задевшее их дело, но Рэй и прочие герои показаны отнюдь не в радужных тонах. Убийство 13-летней давности не задело их — оно их надломило. И теперь из них торчат острые щепки, которые ранят их самих и их близких. А иногда и их дальних. Можно спорить, какой из этих сюжетных подходов сильнее, но трудно отрицать, что в распоряжении голливудского режиссера были более яркие исполнители, причем во всех ролях. Это не безусловное достоинство – яркость Эджиофора, Кидман, Робертс, Дина Норриса («Во все тяжкие») придает фильму гиперреалистичный, комиксный оттенок, в то время как звезды Кампанельи больше походят на обычных, «правдоподобных» людей. Но некоторые ключевые сцены от голливудской харизмы бесспорно выигрывают. Скажем, сцена допроса, в которой Клэр (Николь Кидман) унижает подозреваемого, чтобы вызвать его на откровенность, оказывается на порядок сильнее, оттого что парня называет «жалким слабаком» белокурая богиня Николь Кидман, а не просто привлекательная аргентинка Соледад Вильямиль. А кошмарное перевоплощение героини Джулии Робертс, которая за 13 лет горя превратилась почти что в зомби, смотрится особенно жутко, оттого что мы знаем, какой лучезарной может быть Робертс на экране и что мы во флешбэках видим, какой Джесс была до гибели дочери. В своих интервью Билли Рэй рассказывает, что стремился создать более «мускулистое» кино, чем у его южного визави, и это ему определенно удалось. Новая «Тайна…» динамичнее, эмоциональнее и драматичнее, чем постановка 2009 года. И хотя из-за этого в ней меньше тонких нюансов и она, как уже говорилось, местами походит на комикс, «Тайна…» Рэя – это все равно заставляющее не только переживать, но и думать сочетание криминального кино, психологической драмы и политической зарисовки (действие фильма не просто так привязано к 11 сентября). Будьте уверены – эта картина не вылетит из вашей памяти, как только в зале зажжется свет.
Как это ни удивительно для сражения голливудской и аргентинской постановок, фильм Рэя проигрывает фильму Кампанельи в техническом отношении. Аргентинская картина смотрится красивее, и в ней есть уже вошедший в историю кино потрясающий непрерывный пятиминутный фрагмент, в течение которого камера пикирует на стадион во время футбольного матча, находит среди зрителей полицейских и подозреваемого, а затем фиксирует стремительную погоню. В новой «Тайне» есть аналогичная сцена, но она снята и смонтирована безо всяких изысков, и Рэй ничем не скомпенсировал свое нежелание повторить или превзойти постановочное достижение Кампанельи. Вероятно, для него, как для сценариста по первой профессии, важнее всего было не опозориться со сценарием и с актерами, и он этого добился. Визуальные же красоты — не его стезя. К счастью, для «Тайны» они не главное. Но с ними было бы куда лучше…
Специально для STARBOM.com Николай Лежнев