О ЧЕМ КИНО: когда в классе появляется яркая, самоуверенная Сара (Лу де Лааж), мир робкой и неуверенной в себе Шарли (Жозефин Джепи) преображается. Девочки-подружки много времени проводят вместе, болтают на любые темы, которые обычно занимают 17-летних старшеклассниц, и даже интереса к одноклассникам у них нет ни малейшего. Позже Сара не просто отойдет от своего милого образа, но предпочтет помучить Шарли. Фильм “Я дышу” в эти мгновения перестает быть похожим на пасторальный дневник, начинается психологическое исследование. Почему одни взрослеют, а другие нет? Почему манипулировать тем, кто в тебе нуждается, так приятно? Почему от подлого поступка никого, кроме тебя, не корежит? Почему Шарли так плохо, что она не может учить уроки и лишь беспомощно повторяет определение “холодной войны” по Оруэллу…
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: Оксана Гаврюшенко из “Новых известий” отмечает: “Второй режиссерский фильм Мелани Лоран (незабвенной мстительницы из “Бесславных ублюдков” Квентина Тарантино) – драма, снятая по мотивам бестселлера 16-летней школьницы “Я дышу”. Больше десяти лет назад роман Анн-Софи Брасм, посвященный ее же ровесницам, наделал шума среди почитателей современной французской прозы. Мелани Лоран прочла его тогда же, в нежном возрасте, в 17 лет, и, по ее собственным словам, была потрясена. На последнем Каннском кинофестивале картина была показана на Неделе критики, где удостоилась 30-минутной стоячей овации. До показа ходили слухи, что Лоран вдохновил феномен ленты Абделатифа Кешиша “Жизнь Адель”. Но в ее картине нет гомосексуальной темы (хоть фильм и участвовал в номинации на специальную “ветку” за освещение ЛГБТ-темы), а есть одержимость, манипуляторство и нарциссизм. Вообще перверсий с подростками хватает в современном кино, и тут частный случай не вырастает до обобщения.
В этой истории Лоран-режиссер накапливает напряжение исподволь. Она будто другими глазами начинает смотреть на школьниц, ведущих жестокие игры. Камера следит за выражением лица оскорбленной, растерянной Шарли (отличная работа Жозефин Джепи), краски сгущаются, и будто сумрак, накрывающий саму героиню, распространяется и на ее комнату, и на улицу за окном. Ее страдания, знакомые любому, кого обижал близкий человек (будь то друг или подруга), в какой-то момент становятся чрезмерными для неокрепшей психики. Зритель ждет финала не без опаски, но сценарный замысел превосходит его ожидания. Интересно, что в книге Анн-Софи Брасм, где повествование ведется от первого лица, интрига была разрушена с самого начала, с первых страниц, где героиня рассказывает, как проходит день в тюрьме. Лоран отказалась следовать автору стопроцентно.
В дебютном своем фильме под названием “Родные” Мелани Лоран придумала женскую историю, которую очень украшал единственный мужчина. В “Родных” было много света, теплоты и даже юмора, невзирая на нерадостные события в жизни героев. Были и красивые, чувственные сексуальные сцены.
Второй фильм Мелани зачастую оказывается будто проверочным этапом. Вероятно, так и следует рассматривать “Я дышу”, который на уровне эмоций работает безошибочно, диагноз вроде ставит, но в то же время никуда не зовет, кроме как посочувствовать героине, застрявшей в своей зависимости, а рядом не было никого из взрослых, кто мог бы помочь вовремя остановиться”…
Позволю себе не согласиться с уважаемой журналисткой. К сожалению, не всё так хорошо и патриархально. По зачину и по общей идее картину Мелани Лоран следовало бы отнести к категории школьных фильмов наподобие советских “Розыгрыша”, “В моей смерти прошу винить Клаву К.” и “Школьного вальса” с поправкой на то, что марихуана во французских учебных заведениях, судя по фильму “Я дышу” – это данность! Но безликость и банальность сценария для подобных фильмов – это приговор! Ни интриги, ни драмы, ни комедии в этом аморфном фильме вы не найдете. А если учесть бездарную работу оператора, то выдержать эту тягомотину становится настоящим испытанием! Единственная тема, которая могла бы иметь перспективу, выражена в словах Сары: “Мы будем пить кофе на Монтмартре, а ты останешься учиться здесь в убогом лицее!” да и то она была прервана тихоней Шарли самым брутальным образом…
Специально для STARBOM.com Николай Лежнев