О ЧЕМ КИНО: 1947 год – 93-летний Шерлок Холмс (Иэн МакКеллен) уже давно отошёл от дел и ведёт умиротворённый, уединённый образ жизни, главным содержанием которой является теперь пасека и разведение пчёл. Состарившаяся легенда, проживающая в сонной и отдалённой деревушке вместе с горничной и её сыном, напоследок решается написать небольшой рассказ о своём последнем деле, не дающем ему покоя. К сожалению, Мистер Холмс страдает свойственным своему возрасту склерозом, а потому не может полноценно возобновить у себя в памяти события 30 летней давности. Однако на помощь, сам того не подозревая, приходит мечтательный и любопытный Роджер (Майло Паркер), сын горничной…
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: американец Билл Кондон – очень неровный режиссер, начавший свою карьеру еще в середине 80-х годов добротным мелодраматическим триллером “Сестра, сестра” а затем занявшийся телевидением и малобюджетными фильмами ужасов. Оскароносные “Боги и монстры” стали, конечно, исключением из творческого правила Кондона снимать все что дают, но не более. Ибо потом режиссер пробовал себя в различных жанрах, разродившись как успешной кинобиографией выдающего сексолога в “Кинси»”, музыкальной вариацией эпизодов биографии Дайаны Росс в афромюзикле «Девушки мечты” и испохабив по-конформистски бытие Джулиана Ассанжа в протокольно-стерильной “Пятой власти”. Представленный во внеконкурсной программе нынешнего Берлинале “Мистер Холмс”, основанный на романе-бестселлере Митча Каллина, выглядит в первую очередь как реванш режиссера в жанровом кинематографе после неудачи “Пятой власти”. Впрочем, было бы крайне опрометчиво предполагать, что “Мистер Холмс” Кондона станет всего лишь стильным развлечением, ибо на мелочи на сей раз режиссер не разменивается. Он создает удивительно сбалансированный, грустно-меланхолический и при этом предельно наполненный сгущенной напряженностью фильм, в котором знакомые всем и каждому персонажи существуют в иных авторских координатах, а на смену детективу пришла драма – истинная, неизбежная, но, что важнее всего, реалистичная. На фоне многочисленных постмодернистских переосмыслений, вариаций на тему, картина Кондона смотрится чуть ли не самым адекватным образом. На выходе “Мистер Холмс” становится драмой о ненужности и старости, о приближении смерти, с которой наш герой вынужден бороться по сути самостоятельно, ибо помощи даже от близких ждать не приходится. Красивый сельский пейзаж, взгляд из окна на лондонскую улицу, зелень сада, ухоженный газон, визит в Японию и экскурсия по испепелённой Хиросиме…Воспоминания бурного прошлого наполняют блуждающий разум старика, превращая его из мифического героя в страдающее плотское существо. Волшебством Иэна МакКеллена деревенская старость мистера Холмса, преодолевая вековую немощь, наполняется новыми смыслами, убедительно доказывая, что всему – своё время, и в любом времени – своё…
Специально для STARBOM.com Николай Лежнев