О ЧЕМ КИНО: фильм Ивана Кравчишина снят по трём новеллам львовского писателя Богдана Волошина… Быка, который мешает половой жизни всего села и возвращается обратно, после очередной продажи, решают отправить за границу. Бедный жених пытается доказать, что будущий ребёнок невесты не от него. А два брата всеми силами пытаются похоронить отца по-людски, рассчитывая на щедрое наследство….
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: цитатата из рассказа Богдана Волошина “Бурачковицькі хроніки”: “Всьо, у держави теперь нема грошей на вар’ятiв. То оголошую мiй указ – весь персонал звiльнений, а хворi визнаються здоровими та розпускаються по домiвках”. Жители Бурачковиць решили поставить памятник Тарасу Шевченко и, ради экономии, сделали его из старых автомобильных скатов – надувным. Продолжая тему экономии, с технической точки зрения, комедия режиссера Ивана Кравчишина выдерживает сравнение с любым западным фильмом. Хотя число локаций невелико, вложенные в создание картины 2 млн.$ видны невооруженным взглядом. Средний кинозритель считает – главные затраты идут на декорации, костюмы и компьютерные спецэффекты. Но забывает при этом – чтобы снять одну и ту же сцену с разных ракурсов, нужно переставить оборудование, переместить статистов и, главное, знать как и что делать. Не верьте тем, кто пытается вас убедить, что интеллектуальный труд ничего не стоит и классный фильм можно снять на голом энтузиазме. Информация к размышлению – за хороший оригинальный сценарий в Голливуде платят нынче 6-10 млн.$…
Очень понравилась в фильме Ивана Кравчишина его самобытность, за что, к примеру, ценят в мировом киносообществе того же Эмира Кустурицу. Хотя прокатная компания UFD, на всякий случай, снабдила “Полiт золотоi мушки” субтитрами – мне, уроженцу Ленинграда, все было понятно и я просто наслаждался “спiвучою мовою” жителей Галичины. “В пеклi чорти доять з людей соки i варять з них бринзу”, “Наша держава дозволяе вивчати iншi мови, якi не розумiють на Волинi та Карпатах, але якими балакають тамка, де ми заробляэмо грошi на прожиття тутка”, “Церков та церковники вiдокремленi вiд держави, але не вiд наших пожертв, що вигiдно iх вiдрiзняе з-помiж iнших комерцiйних структур”, “Будеш свойов дупов горiхи товкти на кутю”, “Кобзар захалявний“… Тот, кто читал рассказы Богдана Волошина (он начал публиковаться с 1998) несомненно отметит параллели с произведениями Гашека и Войновича. Вселенную произведений Волошина населяют люди энергичные, веселые, готовые все понять и простить и принимающие удары судьбы с поистине христианским смирением. Быка, который постоянно мешает мужскому контингенту наслаждаться прелестями местной хвойды Марички, где-нибудь давно уже отвезли бы на мясокомбинат, а в фильме Кравчишина его героям приходится обращаться за помощью к венгерским цыганам. Местный парень, которого при помощи обычной подушки, имитирующей беременность, заставили жениться, особо не заморачивается и приглашает на свадьбу знакомую певицу, про которую быстро выясняется, что “то не звiзда – то курва!”. Известных актёров в фильме Ивана Кравчишина нет, но меня, к примеру, приятно удивил Олег Цьона, актер Львовского академического молодёжного театра имени Леся Курбаса. Как оказалось, ему по плечу не только образы апокалиптические (как в фильме “Тени незабытых предков” Любомира Левицкого) но и сугубо комедийные – как вечно пьяный Микола с кавалерийскими усами из “Полiта золотоi мушки”…
РЕЗЮМЕ: время сейчас такое, что рекомендовать к просмотру любой продукт только потому, что он украинского производства, считается делом обыденным. Но картину Ивана Кравчишина “Полiт золотоi мушки” я рекомендую посмотреть от чистой души – satisfaction guaranteed…
Специально для STARBOM.com Николай Лежнев