О ЧЕМ КИНО: дочь иммигрантов из России, Юпитер Джонс (Мила Кунис), родилась под ночным небом, и все знаки предсказывали, что девочке предстоят великие свершения. Юпитер выросла и каждый день видит во сне звезды, но просыпается в жесткой реальности, где она работает уборщицей и моет туалеты. Личная жизнь Юпитер тоже оставляет желать лучшего, пока девушка не встречает Кейна Уайса (Ченнинг Татум). Кейн, человек-волк, бывший военный охотник, прибывает на Землю, чтобы отыскать Юпитер и раскрыть девушке ее истинное предназначение. Благодаря своим генетическим особенностям Юпитер становится претенденткой невероятного наследия, способного изменить равновесие во Вселенной…
РЕЦЕНЗИЯ: “Восхождение Юпитер”: Natus Vincere.
“Some lives will always matter more than others…” Выбрав в качестве стартовой площадки для своего фильма фестиваль Роберта Рэдфорда, тандем Энди и Ланы Вачовски косвенно подтвердил, что, несмотря на поддержку мейджора Warner Brothers, «Восхождение Юпитер» не будем иметь ничего общего с высокобюджетными голливудскими поделками, когда все большая доступность цифровых технологий обратно пропорциональна количеству и строгости критериев качества сценария.
Зеленоглазая Юпитер живет в Чикаго, существование ее могло бы быть описано Чарльзом Диккенсом, так как многое роднит ее с обездоленными героями английского классика. Наша героиня бедна, у нее нет медицинской страховки, роскошь и благополучие она видит лишь в домах, куда ее приглашают в качестве прислуги. А работать Юпитер приходится крайне много, поэтому встает она задолго до рассвета, зачастую вместо пожелания доброго утра из ее уст можно услышать выражение недовольства собственной жизнью. Но Юпитер не просто обычная девушка, она особенная, так как обладает удивительной смелостью и искренностью, а также способностью любить по-настоящему. Все эти качества, как это бывает во многих художественных произведениях, лишь ждут своего часа. И повод их проявить обретет форму изящного инопланетного принца Балема, для которого население Земли не более чем сырье для производственных нужд.
Чтобы перенести на экран историю Юпитер Джонс у креативной команды Вачовски ушло пять лет. Работа над сценарием шла параллельно со съемками «Облачного атласа», откуда в картину перешел оператор Джон Толл. Визуально фильм напоминает экранизацию новеллы Дэвида Митчелла, но соотносится с ней примерно как развернутый рассказ с тезисным планом. Сонми-351 лишь крошечная часть того великолепия, что составляет мир героев «Восхождения Юпитер». Ренессанс, модерн и готика переплетаются и образуют причудливый стиль, продуманный от мельчайших деталей (вроде орнамента ожерелья Балема и узоров красного плаща Тита) до грандиозных видов замков на неизведанных планетах.
У каждого персонажа «Восхождения Юпитер» своя история и свой характер. Балем очевидно больше чем просто злодей, хотя ненависть буквально струится с его губ, он все же почти плачет, когда в первый раз встречается с Юпитер. Смелый Кэйн когда-то был продан своим владельцем словно собачонка. А хмурый Стрингер тяготится бедностью и семейными проблемами. Хронометража в два часа катастрофически не хватает, чтобы подробно остановиться на каждом герое, и надо отдать должное Энди и Лане, которые не только написали продуманный и последовательный сценарий, но и смогли так смонтировать театральную версию, чтобы максимально сохранить целостность повествования. Все мотивы и поступки действующих лиц «Восхождения Юпитер» ясны, но хочется узнать о них больше. Фильмы длиной в четыре часа в широкий прокат пока не выпускают, поэтому остается лишь надеяться на режиссерскую версию.
«Восхождение Юпитер» разбивает зрителю сердце в первые же пять минут — холодной ночью в Санкт-Петербурге произойдет трагедия, которая обяжет Юпитер быть очень особенной, иначе все зря. Облачные карты «Восхождения Юпитер» всеобъемлющи, они поведают о том, что нести в себе королевскую кровь значит быть благородным человеком, а социальное положение не имеет ровно никакого значения. Этот фантастический боевик целиком состоит из метафор — здесь любовь буквально возвращает потерянные крылья, а обращение «ваше величество» обретает истинный смысл только в устах возлюбленного.
Экшн сцены в картине идеально вписываются в ритм повествования и сопровождаются по-настоящему величественными симфониями Макса Камэрона и Майкла Джаккино, но главное — Вачовски снова поднимают планку качества визуальной составляющей. Описать происходящее на экране не представляется возможным, как невозможно вербализировать мелодию. Визуальная составляющая картины это не просто следствие тщательной работы IT-специалистов, речь о чем-то принципиально новом. На этот раз зритель стал еще ближе к миру киногероев, кажется осталось сделать всего лишь небольшой шаг, чтобы стать его частью.
Энди и Лана показывает себя не только гениальными художниками, способными буквально создать целую оригинальную Вселенную (во всех смыслах этого слова), но и принципиальными режиссерами. Финансовые неудачи не сделали их конформистами, готовыми работать в угоду непритязательному вкусу массового зрителя. Они одни из немногих, кто полагает, что фильмы без философии не имеют никакого смысла. А выбрав в качестве формы своих работ жанр зрелищной фантастики, Вачовски сделали свою задачу не просто немного труднее, а превратили ее в архисложную.
Актеров Энди и Лана выбирали согласно их таланту и соответствию роли, такая стратегия при создании блокбастера представляется большой редкостью. Эдди Рэдмейн и Чаннинг Татум на момент кастинга не имели номинаций на самую главную награду массового кинематографа Оскар (как было написано в одном английском таблоиде — «несмотря на талант, никто бы и руки не подал Рэдмейну в Голливуде до номинации»), да и Милу Кунис нельзя назвать звездой класса А. Кроме того, что Кунис обладает славянскими корнями, как и ее героиня Юпитер, Мила на момент выхода картины является одной из немногих актрис, чье лицо не тронуто инъекциями ботокса, что выгодно отличает ее от всех прочих старлеток, лишивших себя в угоду сомнительным идеалам не только мимических морщин, но и мимики в целом.
Очень печально, что у обворожительного Джеймса Д’Арси, перешедшего в «Восхождение Юпитер» из «Облачного атласа» крайне небольшая, пусть и значимая для повествования, роль. Кроме Д’Арси, в картине задействованы еще два известных в театральных кругах англичанина — Эдвард Хогг и Самуэль Барнетт. Игравший в пьесах Бэннета и Стоппарда, Барнетт предстает в образе андроида-адвоката Боба и сцена с его участием вполне могла бы стать отдельным короткометражным фильмом. Если Самуэль, хотя и получил в «Восхождении Юпитер» образ робота, но в целом его внешность не претерпела радикальных изменений, то вот фаворит Марка Райлэнса совершенно не узнаваем. Эдвард Хогг исполняет роль помощника героя Эдди Редмэйна, и человеческие гены составляют лишь часть его генома — изумительной красоты голубые глаза и темные локоны скрыты под ужасной маской пришельца, но Эдвард при этом все равно узнаваем по неподражаемым манерам и голосу.
Философский фантастический фильм как категория слишком непонятен для массовой публики, так же как «Облачный атлас» и «Одинокий рейнджер», «Восхождение Юпитер» будет оценен лишь теми зрителями, что не имеют предубеждений относительно жанра и прочих формальных атрибутов, а также ценят магию кино, что подвластна каждому хорошему режиссеру и Вачовски в том числе. Внешнее великолепие и метафизика составляют «Восхождение Юпитер», но главное в нем то, что фильм этот обращается ко всем сразу и к вам лично. Это очень интимная история, в которой мечтатель Максимилиан Джонс подолгу всматривался в ночное небо. Кто знает за чем он наблюдал и удалось ли ему увидеть нечто особенное. Известно лишь, что у Максимилиана были зеленые глаза и больше всех других планет ему нравился Юпитер. Евгения Савкина
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: афиша громогласно объявляла “От создателей “Матрицы”, чем, собственно, и подкупила. Но, на самом деле, “Восхождение Юпитер” – это банальность, которая на банальности поставлена и банальностью погоняет. Откровенно любопытно только начало, где девушка наполовину русского происхождения (главная героиня), проклиная все и вся, яростно надраивает толчок. Явно или невольно Вачовски намекают на то, что известно всем умным людям – для Запада и Европы люди с пост-советского пространства – только кадры, предназначенные драить унитазы и полы. Пол-беды, что пейзажи сильно смахивают на «Звездные Войны» – этим грешат многие фантастические фильмы, но беда и во всем остальном: в подборе актеров, в сюжете, в смысле. Мила Кунис – это, в принципе, синоним отсутствия вкуса в подборе фильмов, как бы она не пыталась хлопать асимметричными глазищами в экран. Про молодца главного персонажа и говорить не хочется – этакий Боря Моисеев в теле с ушами, за которые его, наверное, по всей Галактике протащили. Зато понятен выбор Шона Бина – это, чтобы зритель хотя бы на кого-то пошел или “клюнул”.
Драки – отдельный разговор. Мы давно уже привыкли, что в последних экшн-фильмах это просто тест на “улови смысл происходящего глазами как можно быстрее”, эдакое упражнение на зрение+мышление на уровне многоядерного процессора, но брат и сестра Вачовски взяли верх, потому что в их фильме практически невозможно разобрать – кто и кого бьет – “плохие хороших” или “хорошие плохих”?
Сложно не заметить, что после смены пола одним из братьев Вачовски, женские особенности их теперь очень интересуют и они их просто тычут в экран, то в виде огромного пуза беременной женской особи, то в виде женской прокладки, что выглядит попыткой “пощекотать нервы показом сюжетов на интимные темы”. Видимо с этим (переменой пола) связано и то, что фильм просто изобилует “женскими страстями” худшего пошиба, в простонародье именуемыми “розовыми соплями”.
РЕЗЮМЕ: новое творение брата и сестры Вачовски получилось весьма странным и без преувеличения провокационным. Странным, потому что при полной абсурдности происходящего (даже не пытайтесь искать в этой истории смыслы — сюжет откровенная глупость, насмешка над здравомыслием), при шквале яростного экшена, который даже обескураживает поначалу, при полном визионерском безумии – на экране не что иное как парад фриков! Каких только тварей в костюмах от кутюр тут нет и ящеры и слоны и гуманоиды и ушастые и крылатые и прочие страшилы. Вопреки всему этому, наблюдая весь этот футуристический маскарад, вдруг осознаешь, что предложенная режиссерами формула – абсурд и провокация, все же имеет право на существование. И вся эта вакханалия красок и форм вдруг начинает даже нравиться. Их фильм настоящая битва дизайнеров всех мастей. Поразить зрителя “творцы” хотят причудливыми декорациями интерьеров дворцов, эксцентричными нарядами, сюрреалистическими прическами и гримом – и чем безумней, тем лучше. И надо сказать наблюдать эту схватку дизайнерской мысли крайне любопытно. Нельзя не отметить красивые инопланетные локации -пожалуй, единственное неоспоримое достоинство картины. Все остальное явно рассчитано на “особого” зрителя. Отсюда понятен возрастной рейтинг фильма, не всякий школьник (и взрослый тоже) сможет переварить смелую фантазию создателей картины. “Восхождение Юпитер” напоминает “Пятый элемент” Люка Бессонна, только мощнее, дороже и красивее. А в остальном та же нелепица про вселенские расы и династии, космическое фэнтази с прицелом на женскую и подростковую аудиторию. Вероятно, трейлер наберет большее количество просмотров, чем сама премьера, да и с лучшими отзывами.
Специально для STARBOM.com подготовил Николай Лежнев