О ЧЕМ КИНО: у мужчины-модели Дерека Зуландера (Бен Стиллер) было все – престижная работа, любимая жена, очаровательный малыш, идеальная кожа, неотразимый взгляд и лучший друг Хансель (Оуэн Уилсон). Но когда центр помощи детям, построенный на деньги Дерека, обвалился и погреб под собой жену Зуландера, мужчина расклеился и вскоре потерял работу, сына, друга и даже свой фирменный прищур. Теперь он живет отшельником в глухом углу штата Нью-Джерси (!) и жалеет себя – пока внезапно не получает приглашение на показ одного из новых итальянских модельеров. Тем временем агенты Интерпола в Риме расследуют убийство поп-звезды Джастина Бибера, который, умирая, сделал селфи, копирующее ухмылку в одной из рекламных кампаний Зуландера. Валентина Гроссо (Пенелопа Крус), очаровательная агент модной полиции, привлекает к расследованию Зуландера, обещая по своим каналам разыскать его сына…
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: в 2001 году Бен Стиллер выпустил свою третью режиссерскую работу – сатирическую фарсовую комедию о мире высокой моды «Образцовый самец». К несчастью, фильм вышел в прокат 28 сентября, когда из-за терактов бен Ладена никому в Америке не было дела до обаятельных, но непроходимо тупых моделей и коварных “королей моды”. Поэтому “Самец” едва окупил расходы на производство и стал хитом, лишь когда месяцы спустя вышел на видео и обрел в США культовую славу. Если верить западным критикам, в то время эта была одна из самых часто цитируемых комедий среди молодых киноманов. Однако, сравнивая оригинал с его продолжением, легко заметить, почему первая картина куда лучше второй. “Образцовый самец” – лента неожиданная, изобретательная и остроумная, и это ничуть не противоречит тому, что ее главные герои Дерек и Хансел тупее пробок. Даже в самых глупых шутках первого “Самца” сверкает искра ума и вдохновения. Также это кино, которому есть что сказать о модной индустрии, хотя развлечение зрителей для его авторов было куда важнее, чем “наезд” на закулисные нравы “от кутюр”.
“Образцовый самец № 2” – тоже смешная лента, но остроумие в ней нужно искать днем с огнем. Вместо того чтобы проявлять изобретательность, сиквел громоздит глупость на нелепость и сооружает такие пирамиды маразма, что над ними невозможно не смеяться. Однако это смех другого, более низкого качества, нежели смех во время первого «Самца». Дерек Зуландер во второй части умнее не стал и, к примеру, сына у него забрали потому, что он не знал как сделать макароны из пачки мягкими, чтобы накормить ребёнка. Забавной тупости в “Самце № 2” много. Очень, очень много. Особенно ближе к концу картины. К примеру, сын Зуландера упрекает отца что он не играл с ним в футбол, а постоянно таскал на фотосессии. И получает в ответ: “Знаешь, сколько голодных африканских детей хотели бы участвовать в фотосессии?!”
Еще во второй части, как и в первом фильме, полно абсурдных камео знаменитостей, начиная с открывающего картину Джастина Бибера и заканчивая темнокожим популяризатором астрономии Нилом Деграсс-Тайсоном и целым взводом знаменитых дизайнеров. Также в плюсы ленты можно записать смену главной героини. При всем уважении к жене Стиллера Кристин Тейлор, Пенелопа Крус, играющая сотрудницу модной полиции, куда звезднее и гламурнее. И, конечно же, стоит отметить что “Образцовый самец 2” – кино явно не для семейного просмотра. Шуток на половые темы в нем очень много. Начиная с рекламного ролика где Зуландера в образе кентавра-коровы (не быка) доит Наоми Кэмпбелл и заканчивая тем что Хансель (Оуэн Уилсон) живет с…оргией, которая была затеяна в его доме 2 года назад. И все участники этой оргии теперь одновременно забеременели от Ханселя. Включая, кроме экзотических красоток, борца сумо, 150-летнюю эльфийку, козла и…Кифера Сазерленда который в итоге, единственный кто не родил, потому что у него случился выкидыш. На этом фоне милой шуткой выглядит эко-отель сделанный из дерьма, с обслугой из бомжей и с таинственным “оздоровительным” (?) wi-fi, куда поселяют Дерека и Ханселя.
РЕЦЕНЗИЯ: «Зуландер 2»: Old l-a-m-e. «I’m afraid fashion already killed itself».
Спустя 15 лет после выхода «Зуландера», Бен Стиллер вновь обращается к сатирической комедии о недотепах супермоделях, на этот раз дополняя резкие выпады в сторону бессмысленности и жажды наживы мира фэшн-индустрии очевидными пародиями на «Код да Винчи» и «Скайфолл». К актерскому составу фильма добавляются очаровательные Кристен Уиг и Пенелопа Крус, а центральные партии по-прежнему принадлежат приятелям Стиллера — Оуэну Уилсону и Уиллу Ферреллу.
«Зуландер 2» базируется на трех составляющих — это сатира, пародия и комедийный бурлеск, рожденный из полного пренебрежения законами логики и физики. Так приятели-супермодели из агентства «Balls Models» Дерек Зуландер и Хэнсел МакДональд могут взглядом обезвреживать бомбы, в их мире даже после выпущенной из пулемета обоймы жертва способна сделать селфи и запостить его в Instagram, а в результате автокатастрофы с многократным переворачиванием автомобиля водитель всего лишь слегка испачкает лицо и сломает свои Ray Ban.
Иными словами, гротескность «The National Lampoon» и таких работ Адама Сандлера как, к примеру, «Малыш Никки» и «Смехотворная шестерка», доводится Стиллером до абсолюта, что делает его претендентом на замещение юмористической кинониши, когда-то принадлежавшей Лесли Нильсену. Но, вместе с тем, выбранный подход заранее выводит «Зуландера 2» из гонки за большим бокс-оффисом, так как подобный юмор не востребован современной публикой, воспитанной PG-13 (хотя «Зуландер 2» тоже маркирован PG-13, что, учитывая сцены вроде соприкосновения Дерека и Хэнсела эрегированными членами, совершенно необъяснимо) и беззубыми шутками (чему свидетельством провал сиквела «Каникул» от упомянутого выше «The National Lampoon»).
Видимо, неутешительные маркетинговые прогнозы и стали причиной столь длительного временного разрыва между первой и второй частью фильма, ведь планы по съемке продолжения были озвучены Стиллером практически сразу после премьеры «Зуландера». Улучшить кассовые сборы была призвана агрессивная промо-кампания, в ходе которой Бен Стиллер снял ряд вирусных роликов (от рекламы вымышленного парфюма «Zoolander No. 2» до интервью с персонажем Дерека Зуландера), и какими-то, только ему известными, приемами заставил Оуэна Уилсона, максимально дистанцирующегося от светской жизни, участвовать в Парижской неделе моды, залезать в витрины бутиков Рима, позировать на фоне достопримечательностей европейских столиц и фотографироваться на самокате для Instagram (стараний Стиллера не хватило только на обложку «Vogue», где Бен изображен с Пенелопой Крус).
Все претензии критиков и зрителей относительно того, что «Зуландер 2» не оправдал ожиданий, не только неправомерны, но и глупы. Так как и содержательно и стилистически картина продолжает все линии первой части. И если смонтировать дилогию в единое полотно с «15 years later» вместо титров, то все различия сведутся к возросшему количеству морщин на лицах главных героев и заменой трэндовых персонажей с Натали Портман и Джеймса Марсдена на Джастина Бибера и Бенедикта Камбербэтча, а Дэвида Боуи на Стинга. В остальном это методологически идентичные скэтчи хронометражем в полтора часа с фирменным «Who?» от Зуландера, произносимым в ответ на длинную тираду собеседника.
Единственным недостатком «Зуландера 2», присутствовавшим и в первом фильме, можно назвать затянутое вступление, презентующее Дерека и Хэнсела посредством ряда комичных положений, но не содержащее экшна. Мир «Зуландера» это вселенная восхитительного абсурда, где за преступления против моды вас ждет тюремное здание в виде наперстка, Билли Зейн персонально доставляет на дом подписку «Netflix», а б-г создал Адаму, Еву и прародителя всех супермоделей Стива. Ничего удивительного в этом нет, также как и в том, что от белокурого Хэнсела беременеют даже мужчины.
Что поразительно, так это участие в обоих частях «Зуландера» фэшн-гуру, издателей модных журналов, моделей и прочих из этой сферы деятельности. Ведь Стиллер и Уилсон не просто подшучивают, а неприкрыто глумятся над модой и всеми ее составляющими, выставляя идиотами тружеников нивы пошива невероятно дорогой одежды. В «Зуландере» они напоминали, что все luxury брэнды производятся на совсем не роскошных заводах Китая и Индии, а в «Зуландере 2» высмеивают маниакальную погоню за нулевым размером и стремление лечь под нож хирурга ради безоглядного желания выглядеть «молодо», приводящего к внешности как у героини Кристен Уиг, в которой невозможно не усмотреть параллелей с видом Донателлы Версаче. Кроме Джейкобса, Валентино и прочих представителей мира моды, камео в фильме получили Александр Скарсгаард, Сьюзан Сарандон, Джон Малкович, певец Мика и Джонни Вэйр (чтобы увидеть последнего вам придется просмотреть финальные титры).
Вряд ли Бен Стиллер расстроился из-за провала «Зуландера 2», ведь фанаты по достоинству оценили его работу, пусть их числа и оказалось недостаточно для наполнения кассы. К тому же, если проанализировать фильмографию мистера Стиллера как режиссера, становится очевидно, что он является самодостаточным автором, карьерные цели которого напрямую коррелируют с его интересами, а не с показателями окупаемости и прочими атрибутами, не особенно взаимосвязанными с творческими амбициями.
Можно искать в «Зуландере 2» скрытые смыслы и глубокомысленность (адекватнее всего приверженцам такого подхода отталкиваться от присутствия в сюжете книги Малалы Юсуфзай, доказывающего, что режиссер не такой уж и простак, каким хочет прослыть), но, в конце концов, наблюдать за Дереком и Хэнселом — это просто весело. Трудно представить менее подходящих под глянцевых стандарты персонажей, чем Уилсон с его перебитым носом и сутулый Стиллер, это было невообразимо и в 2001-м, и теперь, когда Оуэн и Бен почти взяли планку в 50+, но харизмой они по-прежнему превосходят любых супермоделей, а по части комедии просто не знают равных. Евгения Савкина
РЕЗЮМЕ: фильм “Образцовый самец 2” можно назвать очень острым блюдом, а своим напором и бесконечным количеством неожиданных шуток и приколов, он точно не даст кинозрителю заскучать. “Образцовый самец 2” шутит метко и остро, главное – не ждать от него какой-то глубины.
Специально для STARBOM.com Николай Лежнев