Гений: если бы вы редактировали “Войну и мир”, получилась бы “Война и ничего”

Назад

geniyФильм театрального режиссера Майкла Грандаджа расскажет о непростой дружбе писателя Томаса Вулфа и издателя Макса Перкинса, открывшего всему миру таких великих романистов, как Ф. Скотт Фицджеральд и Эрнест Хемингуэй. Главные роли в фильме исполнили Джуд Лоу, Колин Фёрт, Гай Пирс, Николь Кидман, Доминик Уэст, Лора Линни.

Мировая премьера картины состоялась 16 февраля, в Украине – с 14 июля.

О ЧЕМ КИНО: Максвелл Перкинс (Колин Ферт) – усталый редактор, который носит шляпу даже с geniy 5пижамой, а авторские труды вычитывает, сидя в кладовке (потому что все другие помещения заняты его многочисленными дочерьми). В руки ему попадает рукопись молодого, но уже зарекомендовавшего себя Томаса Вулфа (Джуд Лоу). Гений, между тем, сидит на мели, и, получая пятьсот долларов в качестве аванса за публикацию новой книги, танцует от радости. После успеха дебютной книги, новую рукопись заносят в редакцию несколько дюжих грузчиков. И теперь пять тысяч страниц необходимо сократить до трехсот, и борьба разворачивается за каждую строчку. Вулф обескуражен: “Если бы вы редактировали “Войну и мир”, получилась бы “Война и ничего”…

Дело осложняет еще и ревность возлюбленной Вулфа (Николь Кидман), обделенной писательским вниманием: она склонна к истерикам, театрально совершает попытку самоубийства, а однажды даже приносит в редакцию пистолет…

geniy 4ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: сценарий Джона Логана (“007: Скайфолл”) основан на книге А. Скотта Берга “Макс Перкинс: редактор Гения”. Фильм неслучайно сохранил только одно слово из четырех — это кино не о гениальном писателе Вульфе, а о его гениальном редакторе -‘”гении дружбы”, как точно выразился Фицджеральд (в исполнении Гая Пирса). Перкинс всегда найдет способ превратить талантливую рукопись в великолепную книгу – так, ему удалось сократить с 5 тысяч страниц до приемлемых размеров роман “О времени и о реке”.

Вулф сопротивлялся, как мог, в сердцах сказал, что если бы Перкинс был редактором Толстого, geniy 3роман последнего можно было бы назвать “Война и ничего”, однако с правками согласился. Актриса Николь Кидман, сыгравшая в фильмы возлюбленную Тома Вулфа, заметила: “Перкинс был равен тем, с кем работал: если они были гениальными писателями, то он, без сомнения, был гениальным редактором. Я это вначале не могла уловить и осознать, как и необходимость для таких авторов работать с редактором. Я это поняла позднее, когда мы уже приступили к съёмкам фильма”.

geniy“Гений” – это анти-“Великий Гэтсби” Базза Лурмана: “ревущие двадцатые” здесь не эпоха сумасшедших вечеринок с фонтанами из шампанского, а пролог “Великой депрессии”: серые толпы, пасмурные улицы, очереди нищих за бесплатной едой. Кроме того, большая часть действия разворачивается в замкнутых пространствах – повседневная жизнь писателя вообще не самый богатый материал для фильма, если, конечно, этот писатель не Хэмингуэй — он тут тоже появляется (актер Доминик Вест), но всего в одной сцене.

Однако здесь нет реализма, лишь его имитация – задник на картонке, нарисованный серой краской.geniy 1 Исторические фильмы вообще трудно сделать нефальшиво, но в “Гении” фальшью отдает буквально все – и в первую очередь, образцовые британцы (Колина Ферта уже давно можно выставлять в музеях с табличкой “настоящий джентльмен”), играющие настоящих американцев. Впрочем, изредка в фильме попадаются австралийцы – например, Николь Кидман в роли подруги Вулфа, психически неуравновешенной художницы. Кроме того, даже если убрать за скобки акцент и английский лоск, надо сказать, что Джуду Лоу чудовищно не идет роль Вулфа, эксцентричного холерика, который легко переходит от меланхолии к безудержному веселью, тараторит без остановки часами и может внезапно закричать, не стесняясь людей вокруг – бурные проявления чувств не в его актерской манере, все это смотрится надуманно и жалко.

geniy 6Да, и вообще, что это за мир такой, где человек, похожий на Джуда Лоу, может быть неудачником? Честно говоря, здесь все смотрятся не на своем месте. Единственный, кто невозмутимо идет через весь фильм, сохраняя фирменное самообладание и шляпу – это Колин Ферт. Все-таки настоящего джентльмена ничто не может вывести из равновесия…

 

Специально для STARBOM.com – Николай Лежнев