Делом его жизни был и остается театр “Ленком“. В здании на бывшей улице Чехова, ныне опять Малой Дмитровке, он действительно дома. “Я люблю смотреть, сидеть в зале, когда там собирают декорации. Люди монтируют спектакль, и это очень интересное зрелище”, — признался режиссер. С каждым годом, говорит Захаров, все сложнее сделать новый интересный театральный проект, все сложнее заманить зрителя в зал.
“Я объясняю артистам: ребята, мы с вами посягнули на два с половиной часа жизни человека. Неизвестно, когда кто умрет. Может быть, два с половиной часа — это много. В вечернее время в Москве есть куда пойти. Театров много”, — сказал Марк Захаров. Впрочем, конкуренции в этом театре не боялись никогда. С 1974 года, после выхода спектакля “Тиль”, в “Ленкоме” всегда аншлаги. Любимое место Захарова в зрительном зале — в 17-м ряду. На спектакле “Юнона и Авось” градус заразительности есть уже лет 30. Любой, кто хотя раз был в стенах “Ленкома”, ответит, с кого начинается театр, — с Марка Захарова. А с какого спектакля? С “Юноны и Авось”. По словам Захарова, этот спектакль приняли сразу.
Как признается Захаров, главным богатством его театра всегда была звездная плеяда актеров. Пельтцер он переманил из Театра Сатиры, Янковского пригласил из Саратова, молодого Абдулова взял еще студентом. “У нас вырастают новые мастера. Они помогли пережить потери, которые на нас обрушились одновременно”, — отметил режиссер.
13 октября у Захарова сразу двойной юбилей: ему — 80 лет, а еще ровно сорок лет с тех пор, как режиссер находится у руля “Ленкома”. Но шумные торжества, признается Марк Анатольевич, для него в тягость. “Это большая канитель и большая головная боль”, — считает он и отмечает, что предпочитает тихий, семейный праздник.
СПРАВКА: Марк Захаров родился в Москве; в 1955 году окончил актёрский факультет РАТИ (ГИТИСа, где его педагогами были И. М. Раевский, Г. Г. Конский, П. В. Лесли. С осени 1955 года — актёр Пермского областного драматического театра. Режиссурой начал заниматься в 1956 году в самодеятельном студенческом коллективе Пермского университета. В 1959 году вернулся вместе с супругой актрисой Ниной Лапшиновой в Москву и устроился работать в Московский драматический театр им. Н. В. Гоголя, из которого перешёл в Московский театр миниатюр (где играла Н. Лапшинова) под руководство В. С. Полякова (1960—1964), после — в Студенческий театр МГУ. С 1965 года режиссёр Московского театра сатиры, с 1973 года — главный режиссёр Московского театра имени Ленинского комсомола (с 1990 года — «Ленком»). В 1970-е и 1980-е годы активно снимает кино, экранизировал ряд пьес Евгения Шварца и Григория Горина в жанре фантастической притчи. В 1989 году был избран народным депутатом СССР от Союза театральных деятелей СССР. Состоял в КПСС; в прямом эфире программы «Взгляд» сжёг свой партийный билет.
В настоящее время М. А. Захаров — профессор кафедры режиссуры РАТИ (бывший ГИТИС). Он секретарь Союза театральных деятелей РФ, член Союза кинематографистов СССР, академик Академии российского телевидения (1997), академик Международной академии творчества (2000), академик Российской академии кинематографических искусств «НИКА», член СП Москвы (1999).
Фильмография. Режиссёрские работы
1976 — Двенадцать стульев
1978 — Обыкновенное чудо
1979 — Тот самый Мюнхгаузен
1982 — Дом, который построил Свифт
1984 — Формула любви
1988 — Убить дракона
Сценарист
1969 — Белое солнце пустыни (принимал участие — письма красноармейца Сухова)
1973 — Земля Санникова
1975 — Звезда пленительного счастья
1978 — Обыкновенное чудо
1988 — Убить дракона
1989 — Узник замка Иф
Список наград занимает 4 листа и мы его публиковать не будем. Марк Захаров имеет намного больше – он был и остается народным любимцем!