О ЧЕМ КИНО: Билли Хоуп – непобедимый чемпион в полутяжелом весе. “Пока на ринге есть Билли Хоуп – остается надежда!”, обыгрывают комментаторы его фамилию. Но, безбашенный, не чувствующий боли во время боя, боксер трогательно привязан к своей жене Морин (Рэйчел МакАдамс) и дочери Лейле (Уна Лоуренс). После очередной победы жизнь Билли рисуется в розовом свете. Его менеджер Джордан Мэйнс (Фифти Сент) заключил 30-миллионный контракт на бои в Лас-Вегасе. Но фортуна отворачивается от него: при трагических обстоятельствах погибает любимая жена, следует дисквалификация на ринге, нулевые доходы, продажа дома, суд лишает его родительских прав… Хоуп должен отстоять звание чемпиона и вернуть дочь. Есть ли у Хоупа шансы на победу?
ПОЧЕМУ СТОИТ ПОСМОТРЕТЬ: изначально композитором фильма должен был стать Гарри Грегсон-Уильямс. Он даже заявил в одном своем интервью в конце 2014 году, что уже приступил к написанию музыки. Однако вскоре после этого было объявлено, что композитором будет Джеймс Хорнер. К сожалению, “Левша” оказался последней его работой. 22 июня 2015 года Хорнер разбился на своём турбовинтовом двухместном учебно-тренировочном военном самолёте в 60 милях к северу от Санта-Барбары, штат Калифорния.
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: “Левша”, безусловно, вобрал в себя лучшие традиции таких фильмов, как “Рокки”, “Нокдаун” и даже “Малышка на миллион”, но, к сожалению, был поглощен ими. Нынешняя картина Антуана Фукуа продемонстрировала, что Голливуд все еще умеет с размахом снимать картины о профессиональных единоборствах, но, помимо размаха, фильму похвастаться нечем.
Джейк Джилленхол набрал потрясающие физические кондиции, а перевоплощение и кардинальная смена имиджа, проделанные им у Антуана Фукуа, заслуживают высоких оценок и как минимум номинации на “Оскар”. В Джейке не узнать ни детектива Локи из “Пленниц”, ни стрингера из одноименного фильма, ни тем более Джека Твиста из “Горбатой горы”. По игре к Джилленхолу тоже никаких претензий: своего персонажа он ощутил, прочувствовал и сыграл искренне и убедительно от первого до последнего кадра. К его герою при всем желании равнодушным не останешься, ему сопереживаешь, поскольку его жизненный путь не был устлан одними розами. Да, иногда его есть веские причины для его осуждения – ведет он себя подчас грубо, резко, неадекватно, агрессивно, не выбирая слов и выражений. Но даже в этом он искренен. В лицемерии, подлости, интригах его ни за что не заподозришь, а в его грубости и хамстве, при всей их нелицеприятности, всегда есть открытость и прямота. Такой уж он по жизни. Может упасть, но всегда попытается снова подняться. Убежден, именно благодаря своей искренности, открытости Билли и вызывает расположение окружающих и зрителей. Но вот сценаристы определенно оказали этому персонажу и самому Джилленхолу медвежью услугу, понизив интеллект парня до критической черты и прописав такую манеру выражаться, что несколько раз Билли начинаешь подозревать в откровенной недалекости и даже тупости. К тому же и словарный запас его не блещет разнообразием. Не знаю, чем руководствовались создатели: возможно, в их представлении это добавило герою простодушия и прямоты, но в итоге смотрится на экране неизменно фальшиво, неправдоподобно. Слабо верится в таких тупых боксеров. Тем более не верится, что многолетний непобедимый чемпион не знает элементарных азов защиты.
К счастью, эти огрехи авторов не стал критичным благодаря отличной игре Джилленхола, сыгравшего, несмотря ни на что, на сегодня одну из лучших своих ролей. Куда плачевнее оказалось почти полное отсутствие у создателей свежих сюжетных идей, которые могли бы развить “Левшу” в неординарную боксерскую драму. Увы, никаких принципиально новых ходов в картине мы не увидим. Все это в более или менее похожих вариантах уже присутствовало и в цикле про Рокки, и в других фильмах, посвященных боксерской теме. Фукуа попытался обыграть тему личной мести и сложных отношений боксера с дочерью, но частично удалось разве что последнее, и то благодаря обаянию сыгравшей Лейлу юной Уны Лоуренс – на мой взгляд, единственной, кого можно отметить в фильме, кроме собственно Джилленхола. Все остальное преимущественно вторично.
То, что картина сумела подняться на крепкий и достаточно высокий уровень – заслуга только Джейка Джилленхола, раскрывшего себя с новой, совершенно неожиданной стороны. Больше в фильме Фукуа выделить нечего и некого. Рэйчел МакАдамс неплоха, но выше головы явно не прыгнула. К тому же она выглядит нелепо в короткой юбке, с назойливым декольте и аляповато раскрашенным лицом. Как и Форест Уитакер, которого, как обычно, приятно видеть на экране, но ничего особо выдающегося он в “Левше” не показал. Остальные и вовсе проходят серым фоном, даже главный соперник Билли, на роль которого, считаю, могли подобрать кого-нибудь более запоминающегося и харизматичного.
РЕЗЮМЕ: да, если бы этот фильм был первым в своем жанре, мир бокса, как с его славой, деньгами, титулами, так и неприглядной изнанкой – потом, болью, синяками, травмами, а еще больше отвратными подковёрными интригами, подлостью, предательством, циничным и жестоким расчетом без оглядки на человека – он потряс бы своей правдивостью. Но “Левша” далеко не первый, а других сценарных козырей у авторов в запасе не нашлось. После просмотра фильма Антуана Фукуа возникает убеждение, что особых радужных перспектив у боксерской кинодрамы нет. Все уже не один раз показано, сказано и обыграно. Выстрелить подобный фильм может только при одном условии – приглашении талантливого харизматичного актера, который поймет, проникнется своим персонажем и сыграет его на пределе возможностей. Джейк Джилленхол сумел это сделать, но много ли таких еще?
Специально для STARBOM.com Николай Лежнев