О ЧЕМ КИНО: искусствовед Фрэнк Стоукс ( Джордж Клуни) на встрече у президента предлагает создать команду из искусствоведов и хранителей музеев, чтобы спасти известные произведения искусства, похищенные нацистами, прежде чем те успеют их уничтожить, согласно приказу Гитлера «Нерон». В нее входят: скульптор Уолтер Гарфилд (Джон Гудман), архитектор Ричард Кэмпбелл (Билл Мюррей), куратор музея «Метрополитан» Джеймс Гренджер (Мэтт Дэймон), дизайнер Жан-Клод Клермон (Жан Дюжарден), бродвейский режиссер Престон Савитц (Боб Бэлабан). Джеймсу Гренджеру удается выйти на Клер Симон (Кейт Бланшетт), секретаршу доктора Шталя, который занимался вывозом сокровищ из Франции. Выясняется, что большинство ценностей спрятаны в соляных шахтах и медных рудниках по всей Германии. За скульптуру Мадонны Микеланджело, единственную за пределами Италии, ведут соперничество и американцы и русские… ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: в который раз приходится признать, что прекрасный актер и отличный продюсер Джордж Клуни – режиссер никакой! И в этом он похож на своего российского коллегу Федора Бондарчука. Но, в отличие от него, Клуни знает себе цену и делает ровно то, на что способен. Да, у него есть нюх на хорошие сюжеты и продюсерская хватка, чтобы выхватить эти сюжеты из-под рук конкурентов. С режиссурой так же хорошо не получается, поэтому, недолго думая, режиссер Клуни строит свои фильмы линейно, без хитромудрых завязок и провокационных ходов. Картина «Охотники за сокровищами» течет плавно и спокойно, сюжет сопровождает усыпляющая музыка, актеры делаю свою привычную работу. А в результате фильм становится похожим на приглаженные советские агитки 70-х. Но есть и отличия. Крови практически нет, солдаты регулярно принимают горячий душ и слушают семейные поздравления с Рождеством, записанные на пластинки. И неплохо кушают. Престон Савитц (Боб Бэлабан – «Капоте», номинация на «Оскар» как режиссер за «Госфорд парк») получает посылку с камамбером и пармской ветчиной и со словами: “Нельзя плохо есть только потому, что ты на войне!”, уминает за обе щеки. Джеймс Гренджер (Мэтт Дэймон – «Оскар» за «Умница Уилл Хантинг» как сценарист, «Идентификация Борна») пробирается в тыл врага во Франции, где каждый второй ему заявляет: «Не стоит вам изъясняться на французском или на чем вы там говорите?». И все равно он попадает в Париж для встречи с Клер Симон, у которой могут быть багажные квитанции и декларации на произведения искусства, прошедшие через контору доктора Шталя. Но Клер не хочет говорить где спрятаны ценности, она боится что американцы их заберут как русские. Кейт Бланшетт («Жасмин», «Авиатор» – «Оскар») в этой роли хороша необычайно. Ей удалось передать гордый нрав француженок, их независимость, самостоятельность и легкую порочность. Удивленному ее улыбкой Гренджеру она игриво говорит, попивая шампанское и заедая его бизе: «Это апрель в Париже! Вы, Джеймс, хороший муж, однако ночной Париж искушает. Война закончилась, но есть коньяк! Вы можете остаться у меня на ночь…». Не обошел автор фильма и традиционную тему русско-американских отношений и, надо отдать ему должное, сделал это сравнительно мягко. Мадонну Микеланджело Стоукс находит перед самым приходом Красной Армии и, хотя его торопят: “Уходим, а то русские с собой заберут!”, успевает кое-что оставить и для них – американский флаг!
P.S. Забавно, что снимая сцену допроса Стоуксом фашистского полковника Вегнера, режиссер почти дословно повторил сценку из программы «Городок». Напомню, на столе у начальника ЖЭК стоят таблички «Не курить» и «Взятки не давать» и когда посетитель намекает на вознаграждение, начальник поворачивает табличку и говорит: «Давайте, для начала, закурим»
Специально для STARBOM.com Николай Лежнев