О ЧЕМ КИНО: Питер (Леви Миллер) вырос в лондонском приюте, мечтая когда-нибудь встретиться со своей мамой. Вместе с другими мальчишками он попадает в плен к пирату Черной Бороде (Хью Джекман), который заставляет детей работать на шахтах в сказочной стране Нетландии, добывая пыльцу фей. Тут Питер обнаруживает, что умеет летать, а местные туземцы знают о нем, как о мальчике из пророчества, который спасет их от тирании злодея. Помочь Питеру справиться с Черной Бородой и отыскать его маму вызываются Джеймс Крюк (Гаррет Хедлунд) и туземная принцесса Тигровая Лилия (Руни Мара)…
ПОЧЕМУ СТОИТ ПОСМОТРЕТЬ: восемь киноадаптаций, первая из которых датирована 1924-м годом, два десятка театральных постановок, сериалы и видеоигры – созданный Джеймсом Мэттью Барри в начале XX-го века летающий мальчик стал неотъемлемой частью британской (и не только) поп-культуры и уже на протяжении более чем ста лет периодически перерождается в новом облике. Очередной экранизацией занялся Джо Райт, известный любитель переносить литературные произведения на большой экран – он ставил “Гордость и предубеждение”, “Искупление” и “Анну Каренину”.
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: с одной стороны, приквел позволяет вдохнуть в известную сказку вторую жизнь, заставляя ее заиграть новыми красками, с другой – это достаточно рискованная затея, ведь работать надо с оглядкой на оригинал, тщательно прописывая те характеры, которые уже знакомы зрителю. Впрочем, сценариста Джейсона Фукса (в послужном списке которого четвертая часть “Ледникового периода” и сценарий грядущей “Чудо-женщины”) риск, похоже, как раз волновал меньше всего – его не слишком интересует, что будет дальше, и увлечен он исключительно тем, что сочинил сам. К примеру, будущий враг Пэна Капитан Крюк в его видении – обаятельный авантюрист, стоящий на стороне добра, да и происхождение Питера вызовет вопросы у приверженцев книг Барри. Впрочем, на любые претензии у Фукса есть аргумент, с которым не поспоришь – это все-таки его история, лишь отчасти вдохновленная классикой.
Прежде всего, “Путешествие в Нетландию” – это развлечение для детей, и с основной задачей Райт справился на отлично. Юные зрители будут в восторге от летающих кораблей, волшебных птиц, гигантских крокодилов, русалок и фей, пиратов и туземцев. 150 млн.$ бюджета ставят под сомнение финансовую состоятельность проекта, но потрачены они не впустую – солидный бюджет позволил постановщику сделать картинку яркой и сочной, зачастую превращая действие в головокружительный аттракцион. Другое дело, что при хронометраже почти в два часа это слегка утомляет – фильм вообще кажется затянутым и заметно провисает в середине, когда герои пускаются в пространные рассуждения об предназначении Питера и ответственности, которую он должен взвалить на свои хрупкие плечи. Эти тирады – необходимость для сказки, но они едва ли заинтересуют детей, ведь посыл весьма туманен, и кажутся они слишком тяжеловесными на фоне залихватского экшна в стиле “Пиратов карибского моря” для самых маленьких. “Пэн”, что интересно, превращается то в карусель из парка развлечений, то в театральную постановку – этому во многом способствует практически неузнаваемый Хью Джекман, который “выдает” в фильме Райта скорее театрального исполнителя, чем киноактера. Подчеркивает ощущение сценической постановки и музыкальное сопровождение: песни служат не фоном, а вплетены в повествование, и среди них встречаются очень неожиданные ходы – к примеру, известный хит “Nirvana” исполняется хором с солирующим Джекманом. Хью, надо сказать, с упоением вживается в роль, и его эмоциональные монологи в первой части фильма добавляют “Пэну” шарма. К сожалению, во втором акте от харизмы не останется и следа – Черная борода превращается в банального плоского злодея. Роль Джекмана – пожалуй, единственное, что вызывает интерес, когда разговор заходит об актерских работах. От Хедлунда и Мары сложно ждать откровений, ведь их персонажи незамысловаты и прямолинейны, а Леви Миллер, ставший лицом фильма, пусть и не покоряет с первого взгляда, но смотрится на своем месте, хотя очень далек от канонического образа озорного забияки.
РЕЗЮМЕ: “Путешествие в Нетландию” – красивая детская сказка, которая наверняка во всем угодит своей основной целевой аудитории, но едва ли запустит культовую серию вроде приключений Гарри Поттера. И дело вовсе не в том, что у Пэна нет такой солидной литературной подоплеки. В этой истории Джеймс Мэттью Барри давным-давно поставил точку, и она вовсе не нуждается в приквелах и продолжениях. Появление фильма Райта в очередной раз подчеркивает дефицит идей в современном кинематографе – такое впечатление, что никто уже не верит, что интересную историю можно придумать с нуля…
Специально для STARBOM.com подготовил Николай Лежнев