О ЧЕМ КИНО: Харьков, 1932 год. Американский инженер Майкл Шемрок (Джефф Баррелл – “Нимфоманка”) вместе с малолетним сыном Питером (Антон Святослав Грин) приезжает в Харьков помогать строить тракторный завод. Здесь он влюбляется, и взаимно, в актрису Ольгу Левицкую (Джамала), на которую давно положил глаз работник НКВД Владимир (Александр Кобзарь). Шемрока переводят на повышение в Москву. Крупный руководитель Николай Сытник (Олег Примогенов) получает приказ за подписью Сталина: “обеспечить план хлебозаготовок и сломить сопротивление саботажников” практически положивший начало Голодомору на Украине. Он прячет оригинал документа в Кобзарь и просит ничего не подозревающего Шемрока передать книгу английскому журналисту Гаррету Джонсу. При попытке чекистов изъять документы американец погибает, а его сына по случайности, перепутав со своим поводырем, спасает от преследователей слепой кобзарь Иван Кочерга (Станислав Боклан). 12-летний Питер всеми силами пытается добраться до Москвы, но обстоятельства заставляют его помогать Ивану. А тем временем чекисты не дремлют и устраивают за мальчиком погоню…
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: честно говоря, не ожидал, что украинские творцы могут сделать такой, технически и визуально, зрелый продукт. С этой точки зрения “Поводырь”, без преувеличения – высший мировой уровень! Что, собственно, и не удивительно – для оператора-постановщика Сергея Михальчука это уже 4-я Оскаровская гонка. До этого были фильмы “Мамай” (2003, дебютный фильм Олеся Санина), “Иллюзия страха” (2008) и “Параджанов” (2013). А художник-постановщик Сергей Якутович, народный художник Украины, отмечен многочисленными национальными премиями и, как художник-график известен разработкой казацкой темы. Надо отдать должное и режиссеру-постановщику Олесю Санину – если бы он нацелился только на погоню за Оскаром, многие динамичные сцены, наверняка, в картину бы не вошли. Тема очень тяжелая, неоднозначная – но “Поводырь” интересно смотреть, фильм не отпускает до последнего кадра и ему можно простить некоторые условности. Кобзари выглядят, зачастую, как секта ассасинов, орудуют посохами как заправские ниндзя, и готовы при первой опасности сжигать свои вещи и дома, чтобы сбить со следа преследователей. Сцена, когда двое чекистов приходят на стоянку кобзарей и огребают по полной, живо напомнила “Слепую ярость” с Рутгером Хауэром. Приходит известие, что Управление культуры собирает всех кобзарей в Харькове, с целью записать их думы на пластинку и выдать удостоверения, освобождающие от преследования милицией. На это Иван Кочерга замечает: “Думаю, это ловушка – они нашу силу знают!”. Ведь слепые исполняли не только думы, но и такие, например, частушки: “Нема хлiба, нема сала – революцiя настала, нi картоплi нi свинi – тiльки Сталин на стiнi!”.
На мой взгляд, режиссеру удалось лаконично, без излишней велеречивости, расставить смысловые акценты и показать всю широту человеческих отношений и неоднозначных ситуаций в те страшные времена. Стоит отметить выбор исполнителей главных ролей, практически каждая актерская работа в “Поводыре” – это идеальное попадание в цель. Если со Станиславом Бокланом все понятно (актеры с такой благородной героической внешностью всегда востребованы в кино), то ожидания актерского дебюта певицы Джамалы были томительны – справится ли? Как оказалось, Сусана Джамаладинова не только имеет внешность, созвучную той эпохе, но и несомненный актерский талант. Еще одна отличная актерская работа – Александр Кобзарь в роли комиссара НКВД Владимира.
Из актеров второго плана запомнились актеры, сыгравшие парочку его подручных. Если герою Владимира Беляева, с его ментовско-бандитской внешностью, всё равно – кого убивать и почему, то Аркадий в исполнении Эдуарда Безродного не столь однозначен – он читал пьесы Шекспира и, наверное, поэтому грустно смотреть на его моральное перерождение. Что интересно, в творческом багаже Эдуарда Безродного имеется роль еще одного отталкивающего персонажа – в польском фильме “Джек Стронг” он сыграл предателя Олега Пеньковского, который, по легендам, окончил свою жизнь в котельной ГРУ. При этом, в жизни милейший Эдуард Безродный – уважаемый актер, драматург и режиссер харьковского Украинского академического театра им. Т.Г.Шевченко.
РЕЗЮМЕ: вкусы членов Американской киноакадемии понять сложно. Только одно проверено временем – лауреаты престижной премии, за редким исключением, коммерчески не состоятельны. Как мне кажется, вопреки традиции, режиссер Олесь Санин снял действительно интересное кино и кассовые сборы “Поводыря” положительно многих скептиков удивят.
P.S. только для того, чтобы побрюзжать – в фильме есть кадры когда из окна дома для иностранных специалистов видны стоящие рядом Благовещенский собор и здание Госпрома. Думаю, харьковчане над этим весело посмеются!
P.P.S. отмечу интересный рекламный ход на пресс-показе в кинотеатре “Оскар” в ТРЦ Gulliver. Журналистам раздавалась стилизованная газета “Нова доба” от 17 жовтня 1932 года, которая не только ввела в курс происходящего на экране но и заклеймила “перевертнiв з кiнокамерою”, перечислив всех ответственных за то, что картина “Поводырь” стала номинантом на “американську буржуазну премiю – т.зв. “Оскар”…
Специально для STARBOM.com Николай Лежнев