О ЧЕМ КИНО: Роберт МакКолл (Дензел Вашингтон), на первый взгляд, обычный сотрудник строительного супермаркета, отличающийся от других разве что отменной физической формой, да ещё поразительной отзывчивостью по отношению к окружающим. Он живет размеренной, заранее спланированной жизнью и каждую ночь в 1.40 отправляется в близлежащее кафе чтобы выпить чаю и прочитать одну главу в очередной книге, которые не успела прочитать его умершая жена. В такое время часто вместе с ним в кафе находится на дежурстве малолетняя проститутка Тери (Хлоя Грейс Морец), которая приехала в США из России, чтобы стать певицей, но попала в руки людей олигарха Владимира Пушкина. Когда сутенер избивает Тери за неповиновение, Роберт пытается выкупить ее свободу за 9800$, все свои сбережения, но получает грубый ответ: “Иди домой и подрочи 9800 раз, дедуля!” Сами того не подозревая, русские отморозки, нажимают на спусковой крючок опаснейшего оружия, каковым оказался скромный работник строительного супермаркета…
ПОЧЕМУ СТОИТ ПОСМОТРЕТЬ: B&H film distribution company в этом году не раз радовала украинских зрителей отличными и, следует подчеркнуть, разноплановыми фильмами. “47 ронинов”, “Спасение мистера Бэнкса”, “Джек Райан: теория хаоса”, “Робокоп”, “Ной”, “Новый человек-паук 2. Высокое напряжение”, “Первый мститель. Другая война”, “Чаклунка” (“Малефисента”), “Соседи”, “Трансформеры: время вымирания”, “Секс-видео”, “Стражи галактики”, “Ниндзя-черепашки” – это только несколько заметных картин из этого списка. Уверен, пополнит его и “Праведник”, благодаря несомненному таланту режиссера Антуана Фукуа и отличным актерским работам Дензела Вашингтона и Мартона Чокаша.
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: «Великий уравнитель» в России, «Защитник» в Бразилии, «Заступник» в Канаде, «Праведник» в Сербии и Украине – последний перевод названия фильма Антуана Фукуа следует признать самым удачным. Сюжет картины оригинальностью не отличается, создать что-то необычное здесь довольно проблематично, но «Праведник» весьма удачно обходит привычные для жанра клише и компенсирует предсказуемость сюжетной линии солидной атмосферой. Несмотря на драйвовые боевые сцены, здесь нет ощущения того, что упор даётся на экшн – картина не злоупотребляет им. Особенно удивляет то, что некоторые сцены вообще остаются «за кадром»: нам показывают только финальный результат, но не сам процесс. Трудно сказать, вина ли это финального монтажа или осознанная задумка – но это добавляет картине какой-то искренности, когда понимаешь, что создатели не пытаются впихнуть в два часа побольше взрывов и перестрелок, а ведут себя более деликатно, в первую очередь уделяя внимание характерам персонажей. Антуан Фукуа использовал не новый, но очень эффектный прием – Роберт МакКолл мысленно прокручивает в голове план предстоящей схватки, рассчитывает необходимое для этого время, а затем спокойно и жестко начинает действовать. К тому же МакКолл практически не пользуется огнестрельным оружием и всегда благородно предлагает врагам выбор – жить праведно или умереть. Но, оказывается, электродрель, культиватор и механический молоток в умелых руках – вещи не менее опасные, чем пистолет и автомат Калашникова.
Дензел Вашингтон – актёр завидной харизмы и эта роль ему невероятно идёт. Герой здесь привлекает в первую очередь своей сдержанностью, если не сказать скромностью. Этот образ опровергает изречение о том, что доброта делает человека уязвимым. Когда МакКолл узнает, что разгромил американский штаб русского олигарха Владимира Пушкина – он направляется к своей бывшей начальнице Сьюзен (Мелисса Лео) но не за помощью, а за разрешением. И начинают умирать русские бандиты, пакованы налички счастливым образом находит полиция, а танкеры Пушкина непостижимым образом разлетаются на куски. Перед запуском фильма в 2010 году на роль Роберта Маккола претендовал Рассел Кроу но, при всём уважении к нему, Дензел Вашингтон – актер более многоплановый. Антуан Фукуа и Дензел Вашингтон не встречались на съёмочной площадке со времён «Тренировочного дня», за который актер был отмечен наградой Американской киноакадемии “Оскар”. Судя по тому как выгодно показал себя Дензел в “Праведнике” Фукуа и Вашингтону определенно стоит чаще встречаться.
Для успеха фильма могло хватить усилий двоих – отличного режиссера Антуана Фукуа и великолепного актера Дензела Вашингтона, но Роберту МакКоллу противостоит опаснейший соперник, Тедди Рэнсом, на самом деле – экс-работник КГБ Николай Ищенко, человек который избавляет олигарха Пушкина от проблем. Мартон Чокаш (“Властелин колец”, “Превосходство Борна”) давно поднаторел в ролях отрицательных персонажей, но эту работу стоит отметить отдельно. К сожалению, не скажешь добрых слов в адрес Хлои Грейс Морец (“Пипец”, “Телекинез”, “Мрачные тени”) Как оказалось, она не очень красиво стареет, если можно сказать такое о 17-летней актрисе, на счету которой накопилось множество прекрасных работ. Хлоя на глазах превращается в типично американскую квадратно-гнездовую девицу, взращенную на поп-корне, гамбургерах и ГМО и на ее пухлом лице все труднее заметить огонь эмоций. А жаль…
РЕЗЮМЕ: фильмы о героях с обострённым чувством справедливости всегда пользовались большой популярностью у зрителя. В данном же случае создателям ещё и удалось грамотно обыграть эту избитую, но всегда актуальную тему, не скатываясь в назойливое морализаторство, но и не отдавая предпочтение только лишь развлекательному фактору. «Уравнитель» получился степенным и выдержанным, с отличной атмосферой и крепкими экшн-сценами.
P.S. в небольшой роли русского бандита Теви отметился 52-летний уроженец Черновцов Алекс (Олег) Видов, который во второй половине 70-х гг. вместе с родителями переехал в США на постоянное место жительство. В 1988 года дебютировал в кино, снявшись в фильме “Высшая сила”/ Terminal Force. У Алекса за плечами более 50-ти работ в кино и на телевидении, его голосом говорят герои мультфильмов и компьютерных игр. 25 мая 2007 года на Каннском кинофестивале состоялась премьера фильма «We Own Night»/ «Хозяева ночи», в котором русского мафиози Вадима Нежински сыграл бывший черновчанин, теперь уже, Алекс Видов. В 2008 году он сыграл Марко Поло в одноименном фильме «Marco Polo» (2008) и даже Иисуса Христа в фильме «Jesus Comes to Town»/ «Иисус приходит в город» (2009). Озвучивал компьютерные игры Call of Duty, Tom Clancy: Ghost Recon, Singularity
Специально для STARBOM.com Николай Лежнев