О ЧЕМ КИНО: сюжет картины объединяет истории трех сказочных королевств. В одном король Лонгтреллис (Джон Си Райли) всеми силами старается найти знахаря, чтобы его супруга (Сальма Хайек) смогла забеременеть, и они оба готовы всем пожертвовать ради этого. В другом, у главы государства Хайхиллс (Тоби Джонс) подрастает дочь, а он увлекся выращиванием блохи, вырастил ее до размеров кабана, и ему совершенно все равно за кого выдавать принцессу, пусть это даже будет горный орк. А в третьем, распутный король Стронгклифф (Венсан Кассель) пытается затащить в постель ту, кто поразила его своим пением, но она давно уже стара и ей приходится пойти на хитрости, чтобы провести ночь с владыкой королевства.
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: отмечу слабую фантазию локализаторов фильма на просторах СНГ – в результате имеем уже две “Страшные сказки”, одна из которых называется на самом деле “Пенни Дредфул” а вторая, от Маттео Гарроне – “Сказка сказок”…
Маттео Гарроне решил напомнить миру о Джамбаттисте Базиле, авторе, придумавшем всем известных героев, которых затем популяризировали Шарль Перро и братья Гримм, и многие после них. Это жестокие, кровавые и медлительные истории о людях, неважно в каком веке они родились и к какому сословию, уровню жизни, принадлежат. Режиссер купается в открывшихся для него возможностях, продолжая оттачивать свой саркастический юмор и безнаказанно смеяться над власть имущими, как до него это делал автор Базиле. Сценарий базируется на всем хорошо известных сказках, при просмотре которых понимаешь, что где-то уже все это слышал и видел. Авторы фильма перемешали выбранные истории и соорудили двухчасовой аттракцион в прошлое со своей моралью, откровенностью и дозволенностью того времени. Несмотря на то, что фильм разделён на три повести, истории которых переплетаются не самым убедительным образом, картина заинтересовывает, удивляет и покоряет, радуя прежде всего своей непредвиденностью и поразительной готической фантазией.
Венсан Кассель, несмотря на звездный каст “Страшных сказок” выделяется, как в общем-то и всегда. Если в кадре появляются обнаженные женщины или намек на это, значит, известный актер неизменно окажется поблизости. С возрастом он становится только эффектнее и краше, в отличие от большинства своих коллег. С Сальмой Хайек происходят похожие изменения, возраст ей к лицу, тем более, здесь ей дали роль не очередной проблемной мексиканки, а королевы, которая больше жизни обожает свое дитя. Тоби Джонс великолепен, как и везде, Джона Си Райли слишком мало, а Стэйси Мартин из дилогии “Нимфоманка” Ларса фон Триера и играть особо не приходится – авторам достаточно ее молодости и грации.
74-летний оператор Питер Сушицки (“Звездные войны – эпизод 5: империя наносит ответный удар”, “Бессмертная возлюбленная”) снял вроде бы знакомую сказочную страну, при этом она коренным образом отличается от всего, виденного ранее зрителями. Во-первых, оператор очень аккуратно показывает только ее части, но не всю, при всей красоте и масштабности постановки, ее бюджет составил небольшие для подобного жанра 12 миллионов евро. Зато на костюмы и создание аниматронных существ денег не жалели, поэтому герои выглядят не жалким подобием вельмож и королей, а смотрятся по-настоящему живыми и страшными.
Александр Деспла стал уже классиком современного музыкального сопровождения. Его музыка исполняется в самых известных европейских постановках наравне с голливудскими блокбастерами и анимационными проектами. «Страшные сказки» его музыка дает фильму необходимую движущую силу, которая для неспешного повествования оказывается очень кстати.
РЕЗЮМЕ: “Страшные сказки” – это возможность показать современным зрителям яркие примеры ошибок, чтобы они их не совершали. Благодаря имени создателей и неугасающего интереса к теме, продюсеры смогли выделить на картину неплохие для европейского кино средства, с помощью которых сказки Джамбаттисты Базиле оживают на экране.
Специально для STARBOM.com подготовил Николай Лежнев