“Почему люди такие? Неужели никто не думает о свободе? Идти туда, куда ты хочешь. Тем путем, каким ты хочешь”.
Новое аргентинское кино Луиса Ортеги “El Angel” вышло в прокат недавно, но шуму успело наделать еще задолго до премьеры. Заявленный сюжет интриговал, а трейлер раззадоривал. Красота, которая оказалась убийственной в буквальном смысле. Беспроигрышный вариант, во всех отношениях. Попробую упорядочить шквал собственных впечатлений.
Молодой Ортега в своем режиссерском кресле явно много вертелся. Так, что продюсер в лице Альмодовара (который Педро, а не Августин) явно успел приложиться к опусу.
Именно по этой причине, я считаю, кино было скроено в формате трагикомедии, в лучших традициях одиозного испанца. На байопик лента особо и не претендовала. Хотя реальный персонаж такой в истории действительно существовал.
Карлос Пуч – криминальный талант, прославивший Аргентину в плохом смысле этого слова. Карлитоса взяли в 1972-м, к своим 20-ти он успел не по-детски наследить – сознался в 11 убийствах и 40 ограблениях.
Именно этот парень стал прототипом главного героя ленты. Кстати, реальный Ангел до сих пор находится в заключении – ему дали пожизненное, потому что смертной казни в Аргентине нет. Более того, под него даже закон переписали. Раньше по истечении 45 лет выпускали досрочно. Но это не про Карлитоса. Сейчас ему 66.
Да, увлеклась. О кино. Знаете, персонаж Карлитоса чем-то напоминает героя Кристиана Бэйла в “Американском психопате”. Только там был лощеный преуспевающий бизнесмен с идеальным маникюром и комплексом отличника. Обратной стороной этого комплекса как раз и стала страсть к насилию.
Карлитос, напротив, инфантильный белокурый ангел с пухлыми детскими губами, которого и учеба-то особо не интересовала. Тихий, застенчивый подросток из семьи работяг.
Герой Бейла вызывает отвращение, Карлитос же умиляет. Что у них общего? Оба заигрались. Патрик Бэйтмен – в собственную идеальность, Ангел – в свое детство. И то, и другое подразумевает ощущение исключительной вседозволенности. Грань между «твоё-моё», «можно-нельзя», «жизнь-смерть»… Ее попросту нет. А значит, слово “преступление” в их вселенной тоже отсутствует. Нет границы – нечего и преступать, всё просто. Это их свобода!
И еще очень важный момент: Карлитос не пресыщен, как американский психопат. Ни достатком, ни вниманием, ни любовью. Именно последняя, похоже, и становится его целью. Карлос находит ее, но одновременно с ненавистью (для него эти два чувства каким-то немыслимым образом сливаются в одно).
В чужой семье, в чужом тепле. Так, собственно, и раскрывается его сексуальность. Режиссеру здорово удалось изобразить этот путь, вернее – осветить, потому что он – во мраке. Знаете, это как свет уличного фонаря в сумерках, который раскачивает ветром. Представили? Именно таков путь Ангела к самому себе.
А еще в кино много эстетики. Фильм очень красочный и атмосферный. Такое чувство иногда, будто по картинной галерее бродишь. Не в прямом смысле, хотя картин там тоже достаточно. Ощущение прекрасного в целом. Гармонично всё – от цветовой гаммы до музыки. И красота Ангела, которого сыграл 20-летний Лоренцо Ферро, действительно неземная.
У каждого свое предназначение. Карлитосу казалось, что он его нашел. Поговорить бы с ним сегодняшним, 66-летним…
Что до фильма, скажу так: на мой взгляд, он очень заслуженно номинирован на “Оскар”.