О ЧЕМ КИНО: Действие фильма разворачивается в Астрахани в 1972 году. Родители оставили Лешу Колядко (Юрий Дейнекин) и его брата на старшую сестру Антонину. Они жили в районе кирпичного завода, на “кирпичке”. Брат Леши слыл отчаянным сорвиголовой и бесстрашно ходил с Танькой с “железки”(Дарья Мельникова – “Папины дочки”) несмотря на все приставания местных. Но однажды он насмерть разбился на мотоцикле. И Леша посчитал нужным обратить свое внимание на Таньку, которая стала гулять с громилой из своего района, тем самым “предавая” память погибшего. Леша решает восстановить справедливость и…влюбляется. И девушка вдруг предлагает показательно прогуляться с ней по ее району. На “американку” – на исполнение любого желания. У нее-то желание уже известно – чтобы Леша оставил ее в покое…
ПОЧЕМУ СТОИТ ПОСМОТРЕТЬ: режиссер Ренат Давлетьяров родился в Астрахани. Отец Рената, Фаварис Абдулганиевич – последний в СССР председатель Комитета по нефти, позже один из руководителей “Роснефти”, президент ЗАО “Концерна Нефтепродукт”. Младший брат, Борис Давлетьяров – банкир, экс-владелец КБ “Международный Банк Развития”. Живёт в Лондоне. Ренат получил высшее образование по специальности инженер-технолог. С таким резюме никого не должно удивлять, что с 1994 года Давлетьяров руководил киностудией “Круг” киноконцерна “Мосфильм”. В 1995 году стал исполнительным директором Московского международного кинофестиваля (ММКФ). С 1999 по 2006 год – генеральный директор ММКФ. С 1997 года возглавляет компанию “Интерфест”. Продюсер Недель российского кино в Нью-Йорке (2001 – 2008 гг), в Париже (с 2003 года) и Берлине (с 2005 года). Возглавляет Международный фестиваль продюсерского кино “Кино-Ялта”. С 2009 года – Президент Гильдии продюсеров России, Вице-Президент международной ассоциации продюсерских гильдий ФИАПФ от Европы. Был продюсером 17 фильмов с результатом минус 5 млн.$.
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: “Однажды”, конечно, опирается на “Однажды в Америке” Серджио Леоне, как на один из источников. Вот только кругозор и деньги продюсера а теперь режиссера Давлетьярова не являются гарантией качества фильма. Повторяться так повторяться! Для российского “Однажды в Америке” идеально было бы заполучить в качестве композитора Морриконе, и такой вариант, видимо, отрабатывался, потому что в итоге композитором “Однажды” стал не менее именитый итальянец Никола Пьовани, автор музыки к “Жизнь прекрасна!” Бениньи и “Джинджер и Фред” Феллини. К экранизациям и ремейкам можно относиться абсолютно бесстрастно, но на этот раз интересовало не то, какие изменения внесут кинематографисты в исходную историю, а удастся ли Ренату Давлетьярову, как режиссеру “Однажды”, сделать фильм именно таким, каким его задумывал автор киноповести “Американка”. Удастся ли не просто рассказать ту же самую историю Юрия Короткова (в 1997 году Дмитрий Месхиев это уже делал), а передать ее дух, ее суть. Хочешь не хочешь – перед нами лишь клон, да еще и среднего качества, на достаточно сильный продукт режиссера Месхиева, снятый к тому же и не так давно. Такого количества ссылок на старшего брата нужно еще поискать, даже в российском кинематографе (это если говорить корректно). Игра главных героев повторяет даже движения актеров из команды Месхиева, подходом к сюжету сценарист себя не обременял, впрочем как и художник с оператором – они, видимо, решили след в след повторить все, что уже снимали в 1997-м году. Это фильм о тех и для тех, кто жил в 70-80 годы, 90-е – это уже другое кино. Зритель смотрит этакую ретроспективу своей молодости, возможны нюансы в деталях, но в целом очень похоже. Правда режиссер показав одну сторону жизни, и хорошо показал, не дал альтернативы, а она таки была. Были спортивные секции, кружки в Домах пионеров, библиотеки, да-да библиотеки, а так получается, что молодые жители городка были настоящим бычьем – только пили, курили и думали о сексе. Все это, конечно, присутствовало, но все таки не так повально и не так наивно. Не читал произведение Юрия Короткова, но есть большие сомнения, что в нем была такая россыпь пошлых шуточек, которыми так и сыплют девственные юноши “со взором горящим”. “Брак это торжественный пуск дырки в эксплуатацию”, “Знаешь, почему у Кощея Бесмертного детей нет? У него яйцо за тридевять земель!”. А подводит итог всему этому местный участковый (Сергей Гармаш): “Баба не может без мужика! Это мужик может зажать волю в кулак…”
РЕЗЮМЕ: современным молодым зрителям фильм, думаю, не понравится. А зрители от 50 и старше, то есть те кто хочет ностальгировать, тоже не будут довольны – количество тупого быдла к 80-м уже сильно поубавилось.
Специально для STARBOM.com Николай Лежнев