О ЧЕМ КИНО: Китай продолжает разрывать на части гражданская война — в Пекине постепенно укрепляется власть коммунистов, в то время как чанькайшисты пытаются спастись бегством на Тайвань. Жена погибшего генерала Лея, обвиняемого в государственной измене, пытается спасти честное имя своего мужа. Доктор Цзикун отправляется в Пекин в тщетной попытке вернуть на Тайвань младшего брата, участвующего в студенческих беспорядках. Солдат армии генерала Лея, Тун да Цин, едет на Тайвань, чтобы исполнить предсмертную волю своего командира. А Ю Чжень (Чжан Цзыи), девушка, с которой он за чашку лапши сфотографировался, чтобы показывать сослуживцам как свою “жену”, отправляется на Тайвань в поисках любимого – Янь Цзикуна (Такэси Канэширо). Судьбы героев фильма переплетаются на борту парохода «Тайпин», покинувшего порт Пекина в канун Китайского Нового года. Однако никому из тысячи человек, находящихся на борту, не суждено добраться до порта назначения. По вине команды пароход сталкивается с другим кораблем. И, несмотря на слова владельца, обращённые к капитану: “Корабль строили американцы – все будет нормально, не волнуйся!” , “Тайпин” идет на дно…
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: В 2009 году Джон Ву, вернувшийся из Голливуда на родину, в Китай, после того, как его голливудская карьера пошла на спад, снял исторический эпос «Битва у Красной скалы», обошедшийся Китаю в рекордные для страны восемьдесят миллионов долларов. Однако Ву и его продюсеры придумали, как не только отбить деньги, потраченные на производство фильма, а и многократно их преумножить – фильм решено было разбить на две части, мировой прокат которых в три раза превысил собственный бюджет. Этот маркетинговый фокус так впечатлил Джона Ву, что со своим следующим фильмом, эпической мелодрамой «Переправа», протекающей на фоне самого известного кораблекрушения послевоенного времени, он снова решил его провернуть. Первая часть фильма была встречена многими давними поклонниками творчества Ву более, чем прохладно – многим фильм показался откровенно скучным благодаря тому, что описывал военные события, мало кому интересные за пределами Китая. Однако Ву подогревал интерес ко второй части, обещая реабилитироваться в глазах зрителя мощнейшим фильмом-катастрофой, которая по масштабам могла бы быть сопоставима только с «Титаником» Джеймса Камерона. Даже самый невзыскательный зритель заметит, что маркетинговый ход с делением «Переправы» на две части на этот раздал сбой, но это не вина Ву, а скорее всего, просчёт продюсеров. Если в случае с «Битвой у Красной скалы» Ву работал с толстенным первоисточником, легшим в основу сценария, по которому можно было снять хоть целый мини-сериал, то масштабировать на четыре часа “Переправу”, в основу которой легло всего одно событие, было нецелесообразно. Во второй части «Переправы» Ву неизменно возвращается к событиям первого фильма, расширяя их новыми деталями и добавляя новых штрихов к психологическим портретам героев (не менее 40 минут из 126 зрители смотрят практически то же самое, что и год назад) Когда же зритель, в нетерпении ёрзающий в кресле, ожидая катастрофы «Тайпина», в конце концов, её дожидается, он остаётся в лёгком недоумении – ведь до заявленных масштабов «Титаника» «Переправе» очень далеко. Мало того, что катастрофа занимает всего двадцать минут экранного времени, ещё и судьба половины сквозных героев, на которых Ву для чего-то акцентирует внимание, остаётся неизвестной зрителю. В общем, те кому не очень понравилась первая часть, отправившись на вторую исключительно ради кораблекрушения, снова выйдут из зала, мягко говоря, разочарованными.
РЕЗЮМЕ: при всей своей сценарной недоработанности, при неоправданном делении планировавшегося изначально как трёхчасовой фильм, на дилогию, «Переправа» остаётся тем самым кино «высокого стиля», коим была и первая часть. Это всё та же величественная, проникновенная мелодрама, в равной степени дозирующая и романтику, и драму, обильно приправляя их добротным пафосом. А уж гениальная музыка, созданная японцем Ивасирой Таро, напоминающая музыку Эннио Морриконе, вряд ли не западёт кому-то в душу. Даже в не совсем привычной для себя ипостаси постановщика мелодрамы, Ву ещё раз наглядно демонстрирует, что великий мастер – он мастер во всём.
Специально для STARBOM.com Николай Лежнев