О ЧЕМ КИНО: семья Боуэн переживает тяжелые времена, Эрика (Сэм Рокуэлл) – отца семейства увольняют с работы. Его жена Эми (Розмари ДеУитт) не работает, поскольку всецело посвящает себя детям, которых у них трое – старшая Кендра (Саксон Шарбино) – со всеми сложностями подросткового периода, сын Гриффин (Кайл Кетлетт) – любопытный и очень трусливый мальчуган и младшенькая Мэдисон (Кеннеди Клементс) – любимица в семье. Финансовые трудности заставляют семью поискать дом подешевле и перебраться в другой городок. Дети против, но родители всячески пытаются их воодушевить и приобретают симпатичный домик с небольшим участком земли. Все кажется прекрасным, но уже на следующий день их начинают донимать различные неприятности, а младшая дочка разговаривает с пустым экраном телевизора. Но самое страшное случается, когда они узнают, что их дом стоит на месте бывшего кладбища. А уже совсем скоро Мэдисон заходит во встроенный шкаф за любимой игрушкой и исчезает. Доктор Брук Пауэлл (Джейн Адамс), которую пригласили Боуэны, заявляет что в их доме действует полтергейст и, чтобы с ним справиться, нужно пригласить ее бывшего мужа, Карригана Берка (Джаред Харрис) – популярного ведущего телепрограммы о неизведанном…
РЕЦЕНЗИЯ: “Полтергейст”: «Ночью все дома издают странные звуки».
Трилогия под названием «Полтергейст», начатая Стивеном Спилбергом, выступившим в качестве продюсера и автора сценария, стала хитом 80-х и даже инспирировала производство одноименного телесериала, не добившегося особой популярности. Спустя 33 года после премьеры первого фильма, MGM и 20th Century Fox выпустили новый фильм, заимствующий из оригинала историю «шумного духа», и обладающий бюджетом равным сумме производственных затрат всех трех предыдущих картин и сопоставимыми же кассовыми сборами. Начинаясь с одного из стандартов фильма ужасов — «семья с детьми переезжает в новый дом…», «Полтергейст» в остальном, хотя и рассказывая линейную историю, но не представляет из себя набор банальностей, имеющих целью лишь вызвать подобие нервного напряжения у зрителя, не заботясь о содержании кинорассказа как таковом.
Термин «полтергейст», возникший в германском языке («poltern» + «geist»), означает призрак, вступающий в контакты с людьми, перемещающий предметы и, по словам парапсихологов, в отличие от привидений, не локализованый в определенном месте, а выбирающий целью своего воздействия конкретного человека и концентрирующий свою активность на нем. Ученые полагают явление полтергейста основанным на особенностях перцепции субъектов, по их словам вступавших в контакт. Или же движениями фундамента, дефектами зданий, а порой просто злыми розыгрышами. Режиссер Гил Кэнан, поначалу выстраивает мистицизм происходящего, опираясь на науку — мнимое воздействие на дом главных героев местоположения высоковольтных ЛЭП. Затем, оставляет эту явную псевдо идею, необходимую для вступления, и наполняет действие целым набором сверхъестественного, визуально укладывающегося в диапазон от подземного мира до параллельной вселенной в стенном шкафу.
Гил Кэнан ответственен, к примеру, за мультипликационный фильм «Дом-монстр», выделяющимся из ряда одного из самых популярных у зрителей всех возрастов жанров тем, что эта работа лишена легкомысленности и заигрывания с публикой, характерных для анимационных лент. Также как «Дом-монстр» не опускался до уровня стандартных ожиданий посетителя кинотеатра относительно мультфильма, так и «Полтергейст» не содержит в себе банальности и смехотворных, легко просчитываемых попыток создать «ужас». В первую очередь фильм рассказывает зрителю историю, пусть и страшную, о семье, преодолевающей трудности как социального (безработица, долги по кредиту), так и сверхъестественного порядка.
«Полтергейст» не претендует на имитацию нормального порядка вещей, отчасти разрушенного чем-то мистическим. Мир, окруживший главных героев Боуэнов, не обладает привычной логикой, соответственно, и действовать необходимо сообразно сложившейся ситуации. Сценарий Дэвида Линдси-Абрэйра схож структурой и тональностью с произведениями Стивена Кинга. Здесь события так же стремительны, реальность абсолютно неотличима от фантазии, и при этом фантастика совершенно неинтересна сама по себе, своей паранормальностью, без фигуры главного героя. Хотя написанное Линдси-Абрэйром, очевидно подвергалось правкам и сокращениям, сообразно рамках хронометража, но даже в таком виде, в первую очередь ориентированном на реализацию визуальной составляющей, в «Полтергейсте» очевиден подтекст о важности семейных отношений, необходимости говорить и слышать: сын Боуэнов несколько раз пытается обратить внимание на странности, происходящие в доме (читай — на эмоциональный дискомфорт), но занятые собой родители не слушают его (например, предлагая дорогие игрушки вместо внимания).
Главное достоинство «Полтергейста», выделяющее его из всех современных фильмов ужасов состоит в том, что детерминантой сюжета выступает экшн, а не его ожидание, как это бывает во многих картинах. Некоторые постановщики полагают, что зритель способен довольствоваться ожиданием, предвкушением хоррора. И следуя этой логике, не только тратят хронометраж не по назначению, но и доводят до примитивизма сам «ужас», превращая его либо в нечто невнятное, как в «Слендере», или же просто смехотворно-невероятное, как спекулянты во всех продолжениях великолепного «V/H/S». К несчастью, публика, привыкшая к этому невысокому стандарту, довольствуется малым, и «Полтергейст», полный драйва и невероятных поворотов сюжета, ожидаемо не стал ее фаворитом. Гил Кэнан не считает, что страх должен определять все остальное, в первую очередь «Полтергейст» нацелен на то, чтобы развлечь зрителя не примитивным образом — просто показывая ему монстров и/или же кровь, а увлечь аудиторию, захватить ее внимание путем сопричастности и сопереживания героям, которым предстоят головокружительные (в прямом смысле этого слова) приключения.
Отдельно следует упомянуть об актерском составе картины, так как в него вошли довольно известные имена, такие как Сэм Рокуэлл и Розмари ДеУитт. Многие, порой имеющие сформированную репутацию, актеры соглашаются на роли в проходных фильмах (и хоррорах в том числе), исключительно ради финансовой выгоды, но «Полтегейст» это не тот случай. Пусть для Рокуэлла и ДеУитт данная строчка в резюме не станет прорывом, не откроет новые горизонты, но определенно их имена будут увековечены на обложках дисков, что займут свое место на полках многих киноманов, заинтересованных прежде всего в хорошем кино, а не в массовом потреблении. Третьим по популярности именем «Полтергейста» является Кайл Кэтлетт, однако, его роль более значима как относительно экранного времени, так и в плане сюжета. Если Кэтлетт (известный многим зрителям по не очень удачной картине «Невероятное путешествие мистера Спивета») успешно преодолеет трудности взросления, и не лишится обаяния, то ему уготовано большое будущее на драматическом поле.
Трейлер картины, обещавший нечто действительно пугающее, а также полный спец-эффектами визуальный ряд, не содержит никакого лукавства и предвосхищает чуть более полутора часов безостановочного экшна, лишенного всякой шаблонности, и максимально использующего возможности 3D формата. Картина, формально строясь вокруг паранормальной активности, своим центром имеет семью Боуэнов, каждый член которой наделен собственным характером и историей, и именно это, вкупе с настоящим экшном, начинающимся всего 10-15 минут после начала фильма, делает «Полтергейст» не только интересным для просмотра, но и достойным занять свое место в числе произведений, стоящих ознакомления. К тому же свою развлекательную миссию «Полтергейст» выполняет на 100%, а этого нельзя сказать о подавляющем большинстве выходящих в прокат картин жанра «хоррор». Евгения Савкина
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: несмотря на то, что оригинальный «Полтергейст» был снят аж 33 года назад, он выигрывает у римейка по всем статьям. Сценарий картины очень пресен, скучен и временами попросту глуп – а ведь его написанием занимался лауреат Пулитцеровской премии (!), автор “Кроличьей норы” Дэвид Линдси-Эбейр. Робко и послушно копируя оригинал почти один в один, он мало того что не привнес ничего нового или интересного, так и откровенно упростил сюжетную схему и лишил действие смачных и запоминающихся сцен. Нанятый в качестве постановщика режиссер Гил Кенан, в активе которого имелся только отличный мультфильм “Дом-монстр” и средненький “Город Эмбер”, воплощает этот плоский сценарий очень искусственно и откровенно по-детски. Он явно не имеет понятия, как должен работать игровой, а не анимационный хоррор, и не чувствует, что методы оригинала, которые придавали ему шарм, в современных реалиях тоже не работают, из-за чего в эпоху жестких реалистичных страшилок выглядят наивными архаизмами. Попытки “осовременить” сюжет осуществлены лишь введением в сценарий айфонов, планшетов и квадрокоптеров, а мультяшное прошлое, довлеющее над постановщиком, не позволяет ему напугать кого-то старше 10-12 лет, и сразу возникает ощущение, что для этой целевой аудитории кино и создавалось. Даже не обязательные для жанра замечательные актёрские работы Сэма Рокуэлла, Джареда Харриса и малышки Кеннеди Клементс, фильм не выручают.
Несколько удивил бюджет фильма. Чего-то новаторского и эффектного, за что можно было бы отдать 62 млн.$, хоть убей, заметить не удалось. Визуальная составляющая не радует глаз – спецэффекты 33-летней давности, созданные на легендарной студии ILM, не в пример зрелищнее и изобретательнее цветных цифровых огоньков и плохо нарисованной на компьютере нечисти.
РЕЗЮМЕ: фильм не вызывает ничего, кроме недоумения по поводу того, зачем все это вообще затевалось, поскольку картина лишний раз доказала, что отнюдь не все старые ленты требуют перезагрузки, тем более такой посредственной.
Специально для STARBOM.com подготовил Николай Лежнев