О ЧЕМ КИНО: 2023 год. Безработица менее 5%, преступность почти искоренена, и все благодаря закону о Судной ночи! Раз в год с 19.00 до 7.00 следующего утра отцами-основателями разрешены убийства, что должно, по их мнению, очистить общество от людских отбросов. На улице крепкие ребята предлагают: “Узи, Беретта? Или парню твоему глотку перерезать? Любая форма оплаты!” Но есть некоторые исключения, например, у высокопоставленных чинов, выше 10-го ранга есть иммунитет, а использование оружия, мощнее 4-го класса, запрещено. Судьба сводит пятерых совершенно разных людей и теперь им нужно держаться друг друга, чтобы выжить в официально разрешенной властями мясорубке. Шейн (Зак Гилфорд) и Лиз (Киле Санчес) едут к его сестре, чтобы объявить о своем разрыве и в самом центре за 15 минут до Судной ночи у них ломается автомобиль. Ева (Кармен Эджого) и ее дочь Кали (Зои Борд) спасаются от людей в военной форме, которые разъезжают по городу на трайлерах с пулеметами и вскрывают бронированные двери квартир громадными болгарками. И только сержант Лео Барнс (Фрэнк Грилло) вышел на улицу, чтобы отомстить за смерть малолетнего сына…
РЕЦЕНЗИЯ: в 2013-м году Джеймс ДеМонако покорил любителей триллеров своим фильмом «Очищение», в котором не было невероятного экшна или дорогих спец. эффектов, зато у ДеМонако была интересная идея. Режиссер и сценарист рассуждал на тему дозволенности убийства. Во второй части «Очищение: Анархия» Джеймс не отступает от выбранной линии, лишь добавляет событиям масштабности, а умозаключениям глубины.
Одну ночь в году населению антиутопических Соединенных Штатов позволено безнаказанно совершать любые преступления. Сделано это якобы с целью снижения преступности, и что самое удивительное – такой подход вроде бы работает. Действие «Анархии» происходит спустя год после событий первого фильма (2022 и 2223 год, соответственно) и перемещается из элитных пригородных кварталов на неблагополучные улочки и районы, населенные латиноамериканцами. Благополучие сменилось нуждой, а соседская зависть и неприязнь социальной напряженностью и завуалированной государственной политикой, направленной против малообеспеченных граждан.
Смена места действия обусловлена с одной стороны желанием постановщиков привнести в повествование больше драйва – очевидно появляется разнообразие локаций, среди которых мосты, переулки и квартиры. Но также ДеМонако решил усложнить свой замысел и показать, что даже праведные убийства из мести не приносят удовлетворения, но и самое главное – он утверждает, что узаконенное насилие не бывает нейтральным, оно всегда направлено одной социальной группой против другой, менее защищенной. Именно поэтому «Анархия» и имеет своим местом действия условное гетто, в которое в страшную ночь вдруг вторгнутся неизвестные люди в униформе.
Конечно, будь у руля проекта более опытный режиссер или же позволь ДеМонако бюджет снять не просто напряженный боевик, каким стала «Анархия» эволюционировав из обычного триллера первой части, а завуалированную драму отношений – он бы это сделал. Но не стоит забывать, что «Анархия» это прежде всего кино для массовой публики (фильм не был представлен ни на одном киносмотре), поэтому на первом плане стоит экшн. Хотя режиссерский замысел об угнетении одних другими считывается легко, но он все же теряется за обилием крови и порой не лучшей цифровой съемкой, а герои не выглядят титанами, как это бывает, когда их характеры тщательно выписаны и повествование основывается именно на личности героев фильма.
Единственное в чем сиквел уступает оригиналу, так это в актерском составе. В первой части «Очищения» бал правили Итан Хоук, Лена Хиди и Риз Уэкфилд, а вот «Анархии» в плане каста похвастаться нечем, разве что симпатичный Зак Гилфорд привлечет внимание зрителя, в остальном же здесь никого примечательного нет. Но второсортные актеры нисколько не мешают наслаждаться тем напряжением, что Джеймс ДеМонако мастерски нагнетает. Пусть «Анархия» и не является шедевром (как не было им и «Очищение»), однако же, это и не очередной бездумный боевик. Конец непредсказуем, а за героев придется немного попереживать. Но самое главное у Джеймса ДеМонако есть своя собственная оригинальная идея, которую он воплощает как умеет/согласно выбранному им жанру, а это чего-то да стоит.
Евгения Савкина
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: по мнению STARBOM.com из актеров в первую очередь обращает на себя внимание Фрэнк Грилло (“Первый мститель: зимний солдат”, “Цель номер один”, «Воин»). Хотел сказать, что молодой актер все больше напоминает Лиама Нисона, но оказалось, что Фрэнку 51 год (!!) А в какой он отличной форме! Его можно смело включать в список звезд с самой сексуальной щетиной. Хочется почаще видеть этого актера в главных ролях в фильмах категории А. Следует отметить – все актеры сработали на уровне, что и не мудрено. В послужном списке Кармен Эджого, сыгравшей Еву, фильмы “Я, Алекс Кросс” и “Мстители”. Зои Борд (крикливая дочка Евы, Кали) сыграла в заметном фильме “Пленницы” Дени Вильнева. Майкл К. Уильямс принял участие в оскароносном “12 лет рабства”, а Джек Конли (Большой Папочка) отметился в фильмах “Апполон-13″ и”Секреты Лос-Анджелеса”. В их случае достаточно одной главной роли и они мгновенно станут звездами и героями таблоидов.
Фильм «Судная ночь: Анархия» должен был сценарно превзойти предшественника, перенеся место действия из замкнутого пространства пригородного дома на улицы Лос-Анджелеса. Эта часть была выполнена, но при этом создатели совершенно забыли, что еще надо проработать внятных персонажей, которые не будут постоянно истерить и совершать алогичные поступки. От некоторых диалогов стоило бы избавиться на стадии пост-продакшена. Когда Лиз обнимает нашпигованного пулями Шейна и молит его очнуться – это вызывает гомерический смех в зале. Из той же оперы – сцена в квартире подруги Евы, Тани. Это какой-то тупой абсурд, придуманный прямо на съемочной площадке. Не говоря уже о сцене погони в тоннеле метро. Бомжи и отверженные зачем-то выскакивают из своих укрытий на верную смерть под колеса карателей, которых интересуют вовсе не они, а пресловутая пятерка беглецов.
К сожалению, некоторые свои идеи Джеймс ДеМонако позаимствовал из давно забытых боевиков класса “Б” (первым вспоминается “Трудная мишень” с Жан-Клодом Ван Даммом 20-летней давности). Но приличная касса, которую собрала “Судная ночь 2”, наводит на мысль что и в третьей части режиссер будет щедро черпать из наследия режиссеров 90-х…
Специально для STARBOM.com Николай Лежнев