Фильм “Трудно быть Богом”. “То что я с тобой разговариваю не значит, что я с тобой беседую!”

Назад
НОВИНИ

Eыаыыааharувмкkinopoisk.rukпапаовпрарkiтьшдщг6авпвп98_m2О ЧЕМ КИНО: на планете, погружённой в глухое Средневековье, работают наблюдатели-земляне, которые не вмешиваются в логическое развитие истории. Главный герой, Дон Румата Эсторский (Леонид Ярмольник), собирает повсюду  и охраняет “умников”, надеясь что они дадут толчок в развитии цивилизации.  Власть в  Арканаре захватывает  «чёрное братство», свергнувшее господство «серых», столь же отвратительных, но не столь кровавых. Когда “черные” убивают Ари беременную ребенком Руматы, со словами: “Господи, если ты есть – останови меня!” он берётся за меч…
ПОЧЕМУ СТОИТ ПОСМОТРЕТЬ: появление в главной роли Леонида Ярмольника воспринималось с изрядной долей скепсиса. Но оказалось, этот выбор режиссера – главная удача фильма! Актеру удалось соединить несоединимое – жесткость и мужественность Дона Руматы и повадки типичного ученого-ботана. Иногда это производит ошеломляющее впечатление.
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: почему-то принято в картинах Алексея Германа отмечать, прежде всего, достоверность и скрупулезность в воспроизведении деталей. Но как и у любого крупного мастера, детали – это только способ донести мысли, идеи и слова. Слов, по большому счету, в 3-х часовом фильме очень мало. Но зато это сплошь цитаты. Экранное повествование тягучее, медленное, поэтому чисто физически высидеть это сложно. Художественное решение фильма нельзя назвать совершенным. Кажется, что все это где-то видел. Приходят на ум “Кин-Дза-Дза”, “Хишник” (из-за постоянных крупных кадров шипованной перчатки Руматы) и “Обитаемый остров”. Как и в фильме Федора Бондарчука, простые обыватели одеты в костюмы, непонятные с точки зрения эргономики, и совершают нелогичные несуразные действия. К примеру, кормящая мать стоит с грудничком под проливным дождем, хотя рядом дом и крыша над головой. Операторов Владимира Ильина (“Хрусталев, машину!”)  и днепропетровчанина Юрия Клименко (“Черная роза – эмблема печали, белая роза – эмблема любви”) в недостатке опыта не заподозришь, но….Удручает большое количество сцен, снятых в стесненном пространстве и статисты, перемещающиеся по кругу как в малобюджетных сериалах. Не говоря уже о том, что они оборачиваются и смотрят прямо в камеру, как будто за Руматой ходит личный видео оператор. Насчет какого-то особого натурализма и жестоких сцен мне сказать особо нечего – в любом американском готическом ужастике это сделано намного круче! Ну, а сморщенные обнаженные гениталии “умника”  Будаха (Евгений Герчаков) ни в коей мере не тянут на присутвие в Арканаре  фаллического культа…
Но, поймал себя на мысли, что картина Алексея Германа обладает таким свойством как послевкусие. “Там где торжествуют серые –  затем всегда приходят черные!”. Как по мне, кроме этого понятного посыла, озвученного устами Дона Руматы, фильм говорит еще и о том, что нужно не судить наспех и быть терпимым к чужому образу жизни.  “То, что я с тобой разговариваю не значит, что я с тобой беседую!”, говорил Румата, но у него было 187 дуэлей и ни одного трупа – он просто отрубал мечом уши своим противникам. А к большинству аборигенов относился как к братьям нашим меньшим  – а они своим мельтешением, борьбой за внимание господина и заискивающими улыбками, как раз собачонок и напоминают.
О том, чтобы заранее парировать упреки критиков и кинозрителей лукавый Алексей Герман позаботился заранее. Об этом он недвусмысленно сказал словами маленького мальчика, слышавшего как Румата играет на саксе джазовые мелодии: “Тебе нравится эта музыка? Мне нет – от нее живот болит!”
Специально для STARBOM.com Николай Лежнев