О ЧЕМ КИНО: уже тысячу лет как люди покинули Землю и расселились на множестве планет галактики. Кому-то досталась планета с райским климатом, а кому-то доведется всю жизнь прожить в закрытом мегаполисе, поскольку болотистые окрестности вокруг грозят смертельной опасностью. Провинившихся горожан не убивают, а приговаривают к пожизненному изгнанию. Десять приговоренных с планеты XT-59 отправлены на Саргассово болото, которое всеми силами природы пытается их уничтожить. Эрвин Канн по прозвищу Вычислитель (Евгений Миронов) вместе с Кристи Шульц (Анна Чиповская) отправляются к неким Счастливым островам, которые, по легенде, являются оазисом посреди болотистой и пустынной планеты. Все остальные во главе с Юстом Ван Боргом (Винни Джонс – «Карты, деньги, два ствола», «Костолом») двигаются в сторону географического пункта Гнилая мель, где находится колония выживших изгоев. Как оказалось, некоторые из десятка преступников, взамен на свободу, получили секретное задание от спецслужб…
ПОЧЕМУ СТОИТ ПОСМОТРЕТЬ: как на съемки в Россию удалось пригласить Винни Джонса? В числе продюсеров фильма фигурирует Федор Бондарчук, которому создатели картины наверняка и обязаны появлением звезды зарубежных криминальных комедий в роли главного антагониста героя Евгения Миронова. Режиссер «Вычислителя» Дмитрий Грачев прежде был известен средней руки комедийными мелодрамами («Невеста любой ценой», «Свадьба по обмену»), которые, впрочем, собирали в России неплохую кассу.
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: впечатляет как распорядился режиссер совсем не заоблачным бюджетом в 2,2 млн.$. Съемки его нынешней картины проходили в Исландии (!) – там же, где когда-то были сняты «Ной» Даррена Аронофски и «Обливион» Джозефа Косински. Хотя, кажется, натуру для Саргассова болота не так сложно было бы найти и в российской глуши. На удивление прилично выглядит компьютерная графика (на ум сразу приходит сравнение с тем же “Обливионом”). Мрачные стебли, камни и грибы, уничтожающие по очереди всех второстепенных героев, выглядят реалистично. Чего не скажешь о заключенных – кто они, почему оказались на болоте и почему зритель должен им сочувствовать, остается неясным до самого конца, так как ничья история в фильме не рассказана. Проблема «Вычислителя» в том, что выделенный бюджет стоило бы потратить не на то, чтобы тащить к себе в фильм зарубежных звезд (Винни Джонс своим присутствием вызывает скорее недоумение, чем восхищение), а на создание альтернативного мира, за которым зритель обычно и ходит на научную фантастику. И если не хватает денег на большое количество качественной графики, то уж проработанный сценарий точно не будет для этого лишним. «Вычислитель» не телепортирует зрителя на Саргассово болото и не заставляет бояться огромных стеблей-убийц, вырастающих из земли. Вместо этого он заставляет его в кресле кинозала слушать бесконечные разговоры и мысли главной героини о любви и любоваться ее небезупречным телом – а это, так сказать, приметы другого жанра. При этом, вопреки полученным ранее авансам, становится очевидно, что Анна Чиповская (“Елки”, сериал “Оттепель”) пока еще не готова к главным ролям. И прежде всего неприятно удивляет ее бесцветный голос, который кинозритель вынужден слушать в течение всего фильма. Финал картины разочаровал. Есть в нем какая-то претензия на философию, но из-за общей слабости фильма в этой части он выглядит будто пощечина и насмешка над зрителем. Можно было бы долго рассуждать о Системе и ее особенностях, но мешает этому банальная непродуманность. Казалось бы, раз уж фильм сосредоточен на паре главных героев, то и финал должен быть посвящен им. Но об их будущем мы ничего не узнаем…
Из положительных моментов. Оператор Иван Гудков смог представить Исландию совершенной, страшной, прекрасной и отстраненной. «Вычислитель» вообще выделяется среди других российских картин, еще и тем, что снят он в непривычной манере. Операторская работа сочетает и трясущуюся камеру и крупные планы, различные вариации съемок с движущихся предметов и многое другое.
Композитор Алексей Айги, зарекомендовал себя, как творец, который может практически все. В этом году зрители уже могли отметить его работу в чудесной картине Александра Котта «Испытание». В «Вычислителе» его музыка звучи как абсолютно голливудский продукт, который запомнится всем зрителям, посмотревшим картину…
Специально для STARBOM.com подготовил Николай Лежнев