О ЧЕМ КИНО: фильм рассказывает о Марии Альтманн (Хелен Миррен), которая бежала из Австрии от нацистов и обосновалась в США. На старости лет Мария узнает, что ее бездетный дядя Фердинанд Блох-Бауэр завещал все свое имущество и коллекцию предметов искусства детям своего брата Густава и она является единственной наследницей. Особую связь ее картинами подкрепляет то, что самая ценная и знаменитая из них “Золотая Адель” или же “Австрийская Мона Лиза” – это портрет родной тети Марии, Адель Блох-Бауэр, написанный знаменитым художником Густавом Климтом. Мария узнает, что в Австрии принят закон о реституции (восстановлении в прежнем имущественном положении). Несмотря на то, что “Золотая Адель” по воле самой Адель Блох-Бауэр (34-летняя немка Антье Трауэ) была завещана национальному музею Бельведер, собственником картины являлся ее муж. И Мария нанимает молодого адвоката Рэндола Шенберга (Райан Рейнольдс), сына своей подруги. Они прилетают в Вену, однако, по австрийским законам, для обращения в суд Мария должна выплатить около 2 млн.$ депозита. Но таких денег у нее нет…
9 месяцев спустя Министерство культуры Австрии и музей Бельведер допускают роковую ошибку – они выпускают для продажи в США красочный альбом репродукций с картин Густава Климта. Но, по американским законам, если некая организация получила чье-то имущество незаконным путем и осуществляет коммерческую деятельность в США, она подлежит юрисдикции американского правосудия. Рэндол Шенберг идет на почту, платит 165$ и подает иск Марии Альтманн к правительству Австрии…
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: режиссер Саймон Кертис не собирался с документальной точностью следовать реальным событиям, хотя многие действующие лица были живы и могли многое рассказать (Мария Альтманн умерла в 2011 году в возрасте 94 лет). Но, как мне кажется, его фильм рассказывает о чем-то большем, нежели чья-то частная история. А прежде всего о чувстве собственного достоинства. Тетя Адель говорила любимой племяннице: “Когда-то тебе придется забыть о робости, единственный твой враг – страх!”
И в блистательном исполнении Хелен Миррен перед зрителем предстает сильная, волевая женщина, которая лишь иногда, вспоминая жуткие времена нацистского террора, выглядит на минуту подавленной и растерянной. В эти мгновенья Хелен Миррен выглядит какой-то согбенной и дряхлой, ее лицо становится землистого оттенка (отличная игра со светом оператора Росса Эмери) и, главное, глаза актрисы вдруг теряют привычный блеск. Но проходят секунды и она снова становится твердой и уверенной в себе, элегантно одетой дамой.
Райану Рейнольдсу на фоне такого актерского перфекционизма проявить себя было очень нелегко но врезалась в память сцена когда он, урожденный американец, после посещения музея Холокоста в Вене бьет кулаком об стену и заявляет желающей отступиться Марии: “В Австрии во мне что-то перевернулось и я теперь не могу сдаться!”
Режиссеру удалось собрать очень сильный актерский состав. Журналиста-расследователя, потомка графского рода, Хубертуса Чернина сыграл Даниэль Брюль (“Бесславные ублюдки”). Роль жены Рэнди, Пэм исполнила Кэти Холмс, экс-супруга Тома Круза. В образе главы юрфирмы Шермана снялся Чарльз Дэнс. До сих пор эффектная Элизабет МакГоверн (“Однажды в Америке”, “Рэгтайм”) исполнила роль судьи Флоранс-Мари Купер. В присущем ему ироничном стиле образ судьи Верховного суда, Уильяма Ренквиста, воплотил Джонатан Прайс. Адель Блох Бауэр сыграла 34-летняя немка Антье Трауэ (“Человек из стали”, “Пандорум”).
КАК ЭТО БЫЛО НА САМОМ ДЕЛЕ: начнём с того, что реальная Мария Альтманн была коллекционером искусства и у неё было четверо детей. А в фильме нам её представляют, как одинокую даму с магазинчиком и без денег на посудомойку. Ее бездетная тетушка Адель Блох-Бауэр, была мягко говоря не на любой вкус, но актрису, тем не менее, подобрали очень красивую. Так ведь драматичнее, такая молодая красавица и лишена счастья быть матерью. Брак Адель и Фердинанда Блох-Бауэра был типичным браком по расчету, объединившим капиталы крупного банковского дома и удачливого сахарозаводчика. Согласно легенде Адель сделала супруга рогоносцем и, чтобы отомстить, Фердинанд заказал ее любовнику, модному художнику Густаву Климту несколько портретов своей жены. При этом настоял, чтобы это были настоящие шедевры и чеком со многими нулями превратил художника в “заключенного” в своем доме на целых четыре года. И, после окончания работы, Адель Блох-Бауэр Климту окончательно набрыдла. Австрийцев нам подают, как очень недальновидных бюрократов, но вся соль в том, что Мария Альтманн, в случае победы, вовсе не собиралась оставлять эти, уже национальные достояния, в Австрии. И они это прекрасно знали, все таки она – коллекционер. Весь фильм режиссер отметает материальный мотив в ее действиях, утрируя, а местами доводя до абсурда мотив духовный. В реальности Мария Альтман продала “Золотую Адель” за 135 млн.$ в галерею Лаудера, владельца парфюмерной фирмы “Эсте Лаудер”. Еще одна картина “Портрет Адели Блох-Бауэр – II”, была продана за
87,9 млн.$.
Дело раскрутилось, когда настырный журналист Хубертус Чернин откопал завещание Фердинанда Блох-Бауэра оставленное перед смертью в Швейцарии, отменявшее все предыдущие завещания. В нем Фердинанд завещал все имущество своим племянникам — детям брата Густава Блох-Бауэра. Капитал, по его мнению, должен был работать для семьи. На тот момент в живых осталась одна Мария, да и той уже было за 80 лет. Но Хубертус понимал, что это его звездный час. Несмотря на свое графское происхождение, он был беден, но любил жить на широкую ногу. Он понимал, что американская миллионерша отвалит неплохую сумму за такую информацию. Так оно и произошло. Мария считала себя вечной должницей перед ним. Вся Австрия всполошилась, как осиное гнездо! Заголовки австрийских газет вопили: “Австрия лишается своей реликвии!!!”, “Не дадим Америке наше национальное достояние!!!”. В полицию посыпались угрозы о том, что картина будет уничтожена, но в Америку не поедет. В конце концов дирекция музея решила убрать «Золотую Адель», от греха подальше, в запасники. Удивительно, но президент США Джордж Буш-младший, используя какие-то свои рычаги, не давал хода делу о картинах. Он совершенно не хотел портить отношения с австрийцами. Мария Альтман билась за свое имущество долгих семь лет. Суды занимались отписками и придумывали причины, чтобы не рассматривать это дело. Но адвокаты Марии провели расследование и выяснили, что Фердинанд Блох-Бауэр имел гражданство Чехии, и сумели добиться переноса судебного слушания на территорию США, поскольку на бумаге гражданка США просила узаконить завещание гражданина Чехии. “При чем же здесь Австрия?” – спрашивали они. И Австрия оказалась ни при чем. И по решению Высшего Суда США Австрия была обязана вернуть пять картин Густава Климта, в том числе и “Портрет Адели Блох-Бауэр”, законной наследнице – Марии Альтман. Мария была счастлива и не настаивала на том, чтобы картины покидали пределы Австрии. Она просила выплатить ей их рыночную стоимость. За все пять картин была назначена цена в 155 млн.$. Такая сумма была неподъемной для министерства культуры Австрии.
Вся Австрия встала на защиту “Золотой Адели”. Австрия предприняла беспрецедентные в истории государства меры по спасению национального достояния. Велись переговоры с банками о займе на покупку картин. Правительство страны обратилось к населению с просьбой о помощи, намереваясь выпустить “облигации Климта”. Общественность объявила подписку по сбору средств. Пожертвования стали поступать, при том не только от австрийцев. Правительство Австрии почти собрало требуемую сумму. Но поднятый вокруг картин ажиотаж взвинтил их рыночную стоимость. У Марии Альтман был редкий шанс войти в историю Австрии, проявив благородство и оставив полотна Климта на его Родине. Конечно, не безвозмездно, и первоначальная оценка в 155 млн.$ рассматривалась в Австрии как справедливая компенсация. Однако Мария решила поднять цену до 300 млн. $…Проводить “Золотую Адель” пришли тысячи жителей Вены, люди съезжались со всей Австрии. Толпы людей выстроились вдоль улиц, по которым в бронированных автомобилях вывозили реликвии. Некоторые люди плакали. Шутка ли, Портрет Адели был символом Австрии на протяжении почти 100 лет…
Специально для STARBOM.com Николай Лежнев