Фильм “Трамбо” (Trumbo): “Рабочий может сражаться, но богач знает как победить!”

Назад
НОВИНИ

3-13-43-63-93-53-33-73-2О ЧЕМ КИНО: кино основано на реальных событиях и повествует об известном сценаристе и режиссёре Далтоне Трамбо (Брайан Крэнстон), который имел своё мнение и всегда его отстаивал. Многие думают, то что в Америке жилось лучше, чем в СССР, но это кино как раз и рассеивает этот миф. Коммунизм в 40-х годах незаметно влился в американское общество, но в связи с жаркой Холодной войной с Россией начались гонения на коммунистические настроения. В число прочих попали известные американские кинематографисты – сценаристы, режиссеры, актеры, и был сформирован “Черный список Голливуда”, в котором оказался и Далтон Трамбо. Мало того, что каждый из этого списка отсидел в тюрьме год, им после выхода было запрещено заниматься профессиональной деятельностью. А чем может заниматься сценарист, кроме как писать сценарии? Трамбо нашел выход – начав с копеечных заказов, он начал писать сценарии под чужими именами и дописался до того, что сначала его фильм “Римские каникулы”, а потом “Отважный” про мальчика с быком получили «Оскар» за лучший сценарий. Естественно, получал заветную статуэтку другой человек…
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: байопик “Трамбо” чуть было не подался в сторону разбора полетов политики демократов и коммунистов в послевоенной Америке, однако режиссер-дебютант в драматическом жанре Джей Роуч сумел все же избежать уже поднадоевшей темы, целиком и полностью обведя красным фломастером жизнь и творчество великого сценариста Далтона Трамбо, одного из членов так называемой “Голливудской десятки”. События начинаются спустя пару лет после завершения войны. О былом союзе с русскими никто уже не хочет вспоминать, и все вокруг начинают позиционировать их как врагов, а членов коммунистической партии Америки, как предателей. Среди них было много представителей кинопроизводства, в том числе и успешный и кассовый сценарист Далтон Трамбо (Брайан Крэнстон). Трамбо сразу же подвергается всяческими обвинениями в свой адрес, будто бы он изменник родины и так далее. А конечном итоге, его и еще некоторых деятелей кино (сначала их было 10, от этого и “голливудская десятка”) занесли в “черный список”, то есть в перечень людей, которым нельзя больше работать в индустрии. Естественно, Трамбо это не остановило (“Рабочий может сражаться, но богач знает как победить!”), он продолжил писать сценарии, однако уже не под своим именем. Среди самых известных его работ числятся сценарии к “Римским каникулам” 1953 года с Одри Хепберн и Грегори Пеком и чуть позже к фильму “Храбрец” 1956 года. Оба сценария получили премию “Оскар”. Согласитесь, противоречивые чувства, смотреть по телевизору как вручают “Оскар” за твою работу другому человеку. Да, ты сам согласился на это, и ты радуешься самому факту широкого признания твоих трудов, но всё же доля обиды присутствует. В последствии оба “Оскара” вручили Далтону, причем один за пару месяцев до смерти сценариста, а за “Каникулы”, уже много лет спустя – его вдове. К слову, Трамбо получил еще и третий “Оскар”, причём лично. Но как бы великолепны не были эти сценарии, самым знаковым стал “Спартак” Стэнли Кубрика, где весомую роль сыграл главный актер фильма и один из продюсеров – Кирк Дуглас. Если вы не знаете в чем тут знаковость этого события для Трамбо, тогда тем интереснее будет картина Роуча.
Режиссёр “Бората” и “Бруно”, кстати, неплохо поработал над фильмом, сместив фокус истории. Начав “Трамбо” как противостояние демократов и коммунистов, он сменил вектор. Ведь главный герой – коммунист, следовательно, Роучу как постановщику необходимо доказать правоту своего героя, то есть описать ясно и понятно, что в коммунизме нет ничего плохого, и герой фильм борется за правое дело. Но воспевать коммунизм американскому режиссеру не особо удавалось ни в те времена, ни сейчас, да и какой смысл углубляться в политику, с которой всегда очень сложно. Один неверный шаг, и твой фильм упадет прямиком в бездну скукоты и бесконечных реплик. Да, в картине есть яркий выглядит диалог Трамбо с героем вестернов Джоном Уэйном, в котором Трамбо показывает всем, какой тот карьерист и “патриот”. История о которой в Голливуде предпочитают не говорить – когда все актёры пошли добровольцами на войну с нацистами, Джон Уэйн делал себе имя и карьеру в кинематографе при полном отсутствии достойных актёров. Но Джей Роуч взял вторую ипостась героя – ведь показать все прелести работы сценариста куда проще, чем коммуниста. Да и история сразу оживает, подпитанная реальными событиями и великолепной игрой Брайана Крэнстона. Другой вопрос, хотел ли режиссер или даже сценарист фильм Джон МакНамара показать нам кинематограф, и сценаристов в частности, метафорой коммунизма? Это уже отдельная тема.
Крэнстон сыграл действительно великолепно, его портрет сутулившегося интеллигента, который за словом в кармане не лезет, предельно красноречиво рассказывает о том, кто же такой был Далтон Трамбо. Рабочий стол в ванне с водой, любовь к собственной семье, толерантность к окружающим, прямо в лицо обвиняющим его в предательстве родине, которое он не совершал. А еще образцовое трудолюбие, лишенное и капли тщеславия. Да, как и любому человеку, всецело посвятившему себя работе, ему трудно избежать разногласий в семье. Но взаимопонимание всегда приходит, иногда маскируясь под смирение. В роли жены Трамбо, Клео, выступила скромная на вид, но всегда чувственная Дайан Лэйн. Знакомую женщину-репортера, которую можно охарактеризовать как “извивающуюся мерзкую змею” сыграла Хелен Миррен, а настоящим подарком стал Джон Гудман, изобразивший крупного продюсера, который в разговорах на повышенных тонах может и за бейсбольную биту схватиться.
РЕЗЮМЕ: “Трамбо” – это отчасти история лжи, предательства и принижения прав на свободное волеизъявления. Но с другой стороны, это история о великом борце против системы, человеке, который доказал свою правоту делом, а не словами. Сотни замечательных сценариев вышли из-под его пера, какие-то целиком за его авторством, а некоторые лишь подверглись исправлению, но та работа, что он проделал во благо развития всего кинематографа, неизмерима ни одной наградой. Поэтому фильм об этом человеке заслуживает внимания.
Специально для STARBOM.com Николай Лежнев