О ЧЕМ КИНО: после лечения в ожоговом центре и психиатрической лечебнице из города Юпитер (Флорида) в Лос-Анджелес приезжает Агата Вайс (Миа Васиковска). В детском возрасте она подожгла дом и чуть не лишила жизни своего младшего брата Бенджи (Эван Бёрд), который теперь, в 13 лет, является популярнейшим актером сериала “Злобная няня” и, начиная с 9 лет, зарабатывает до 300 тыс.$ в неделю! Через знакомую по интернету сценаристку, Агата устраивается на работу личным ассистентом актрисы Гаваны Сегран (Джулианна Мур). Гавана мечтает получить роль в новом фильме – ремейке знаменитой ленты, в которой блистала ее мама – властная Кларисса (Сара Гадон), умершая при странных обстоятельствах. Поскольку Гавана и Бенджи имеют одного агента, встреча с братом становится для Агаты неминуемой. Вот только ее отец, преуспевающий психотерапевт Стаффорд Вайс (Джон Кьюсак), совершенно не рад ее возвращению…
РЕЦЕНЗИЯ: «Звездная карта»: Мерзость в n-нной степени.
После провальной экранизации новеллы Дона ДеЛилло, Девид Кроненберг снова приглашает на съемочную площадку Роберта Паттинсона (который словно бы в пику «Сумеркам» выбирает самые безумные роли, от того лишь выставляя себя на посмешище) и опять пытается имитировать «независимое» кино. В «Звездной карте» попытки претендовать на оригинальность и новаторство выглядят еще более нелепыми, нежели это было в «Космополисе». Хотя чего можно ожидать от сценариста фильма Брюса Вагнера, написавшего «Кошмар на улице Вязов 3»? Очевидно, что о качестве не может быть и речи, а критериальность, определяющая значимость фильма как произведения искусства становится просто бесполезной.
Многостраничные/часовые интервью Кроненберга, обещавшие «серьезное кино», «Беверли Хиллз без прикрас» и прочие тезисы, позиционировавшие «Звездную карту» как небывалую вершину в карьере каждого, принимавшего участие в фильме, оказались скорее не ложью, а тотальной потерей аксиологических ориентиров современных деятелей искусства, путающих категории «быть» и «казаться». Не связанные между собой никак кроме формально декларируемых режиссером взаимодействий (то есть без выстроенной драматургии) герои, занимаются в «Звездной карте» тем, что можно назвать бессмысленностью бытия. Психопатичные дети и их родители, помешанные на славе и готовые убивать — такими видит своих персонажей Кроненберг.
Без завязки, кульминации и разрешения «Звездная карта» демонстрирует случайные сцены галлюцинаций, насилия и убийств. Режиссер буквально упивается деградацией, доводя ее в финальных кадрах до предела. Без закадровой музыки и оригинальных планов, без смены освещения и искусного монтажа «Звездная карта» напоминает реалити-шоу, происходящее в рамках постапокалиптического мира, где у индивидов не осталось ничего кроме собственного тела, ставшего центром их мироздания. Это отнюдь не сатира и не сожаления о потерянной чести. Режиссер фильмов, относящихся к той категории, что показывают по телевидению в так называемое «мертвое время», в 2007-м году наиболее приблизился к кинематографу высшего класса своим «Пороком на экспорт», произошло это исключительно благодаря талантливому сценаристу Стивену Найту и драматически сильным актерским работам, просто не способен работать с мировоззренческими вопросами. А показать мерзость, совсем не значит осудить ее, Кроненберг, впрочем, и не осуждает, он любуется своими творением и воспевают уничижение духа.
Возможно «Звездную карту» логичней было бы рассматривать как фильм о дисфункциональных семьях, чем о проблемах людей из шоу-бизнеса, но даже в этом случае картине не хватает осмысленности и материала, который зритель мог бы подвергнуть анализу. Кроненберг не делает ничего кроме того, что компонует наиболее яркие примеры антисоциального поведения — насилие над ближним, отречение от всех моральных принципов, издевательство над собственным телом, садизм и пр. Что поразительно, так это успех, с которым «Звездная карта» шла в ограниченном прокате (собрав кассу в несколько миллионов долларов, что для псевдо-независимого фильма довольно внушительная сумма), чему причиной отчасти послужили звездные имена — Джон Кьюсак, Роберт Паттинсон, Джулианна Мур и пр. Вместе с тем, попадание фильма в конкурс Канн, свидетельствует о том, что «Звездная карта» точно отвечает сложившейся конъюнктуре безыдейности и разложения сложных структур до примитивных элементов. Теперь достаточно просто «показать» нечто, не приводя доводов и философских оснований (в комичной форме такая ситуация была продемонстрирована в «Идиократии»). Почти двухчасовой хронометраж «Звездной карты» не стоит и минуты таких лауреатов Каннского фестиваля как «Пианист» или «Пугало».
У Кроненберга никогда не получится авторского кино, так как для его создания необходимо обладать особым мнением, располагать суждениями о тех или иных объектах и ситуациях, рассматриваемых в фильме. Сатиры также не получилось, так как это жанр архисложный, а «мэтр» здесь не смог снять даже приличествующей своему статусу драмы. Но сама ситуация, возникшая вокруг «Звездной карты» напоминает сатиру — зрители, восторгающиеся бессюжетным зрелищем, в котором кроме звездных имен и маргинального поведения, как центрообразующего концепта, нет ничего. Объяснить потребителю «Звездной карты» всю низость этого продукта не представляется возможным, так как потребностям желающих фильм отвечает, а о ценностях они представления не имеют. Ведь зачем нужен такой сложный и красивый «Облачный атлас», когда есть примитивная «Звездная карта»? Разве что для мечтательных глупцов, а «продвинутым» зрителям больше подходит Кроненберг и его «кино». Евгения Савкина
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: канадец Дэвид Кроненберг, режиссер небезызвестного фильма “Муха”, похоже, является ценителем красоты разложения. В его новой картине кинозрители увидят Джулианну Мур во всей полноте ее увядающей красоты. Красоты, на мой взгляд, не бесспорной. Увидят ее дряблое тело в постели, в классическом L’amour de trois, а также сидящей на унитазе и затем натягивающей трусы. Чтобы закрепить впечатление, режиссер решил “порадовать” нас видом обнаженной Оливии Коулман, той еще красавицы. Но обнажённость физическая – не главная мерзость в этом фильме. Создается впечатление, что на голливудских холмах живут только моральные уроды и даже положительный водитель лимузина Джером Фонтана (Роберт Паттинсон) в конце-концов начинает играть по заведенным здесь правилам. А Стаффорд и Кристина Вайсы готовы пойти на все, чтобы ничто не угрожало брэнду “Бенджи Вайс”.
РЕЗЮМЕ: если то, как показал нам Дэвид Кроненберг актеров, является правдой хотя бы на один процент, возникает вполне резонный вопрос: “Чему могут научить такие кинозвезды?”. Радует в этой ситуации одно – зритель категорически не принял фильм “Звездная карта” и, почти за семь месяцев со дня премьеры, картина вернула менее миллиона из 15 млн.$ бюджета.
P.S. своеобразным трендом фильмов текущего года стало убиение собак или покушение на их жизнь. В “Джоне Уике” это вызвало ответные кровавые действия хозяина собаки в исполнении Киану Ривза, а в картине “Достань меня если сможешь” крохотная такса смогла эффектно постоять за себя. В “Звездной карте” симпатичный бобтейл умирает после того, как юная звезда Бенджи Вайс играет в “русскую рулетку” с пустым, по его мнению барабаном в револьвере…
Специально для STARBOM.com подготовил Николай Лежнев