О ЧЕМ КИНО: сомалийские пираты захватывают танкер “Ямал”. Всем членам экипажа удается спрятаться в машинном отделении. Стрелять из огнестрельного оружия и, тем более, взрывать гранатами металлические двери пираты не могут – танкер тут же взлетит на воздух. Но им удается пленить одного матроса, а когда на помощь “Ямалу” подходит крейсер “Орлов”, в их руки попадает морпех-первогодок Саня Ежов (Макар Запорожский). Он знает — товарищи не бросят. Ему нужно выжить и помочь своим, когда начнется штурм.
Этот фильм будет интересен поклонникам хоккея с мячом, так как ключевое место в нём заняла операция, в которой непосредственное участие принял младший сержант морской пехоты Владимир Лештаев, после увольнения в запас вернувшийся в родной хоккейный клуб – абаканские «Саяны».
Картина «22 минуты» основана на реальных событиях. Речь пойдет об освобождении танкера “Московский университет”, захваченного сомалийскими пиратами в начале мая 2010 года в 350 километрах от побережья Африки. 6 мая экипаж противолодочного корабля “Маршал Шапошников” освободил танкер. Моряки закрылись от пиратов и подали сигнал бедствия. На помощь к ним отправился “Маршал Шапошников”, и уже утром 6 мая стало известно, что танкер освобожден. Владимир Лештаев со своим напарником Никитой Поповым фактически вдвоём освободили судно, ликвидировав одного и взяв в плен остальных пиратов. За этот подвиг оба морпеха были удостоены орденов Мужества. Как отмечают создатели фильма, на всю операцию у российских моряков было 22 минуты.
ПОЧЕМУ СТОИТ ПОСМОТРЕТЬ: параллели с “Капитаном Филлипсом” напрашиваются, но даже в таком престижном сравнении удивительно яркая, сочная картинка и прекрасные морские съемки выделяют фильм Василия Серикова.
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: при одинаковых исходных данных, фильм режиссера-дебютанта Василия Серикова – о морских пехотинцах, а “Капитан Филлипс” – о выдержке и мужестве капитана (его роль исполнил Том Хэнкс). К сожалению, надо сказать, что молодое режиссерское поколение российского кино, при несомненном владении формой, явно проигрывает старшему поколению в том, что касается логики и содержания. После того как судовладельцы и “Газпром” отказываются идти на сделку и платить пиратам 20 млн.$, морпехи затевают штурм средь бела дня, плывут на резиновых лодках и лишены возможности стрелять по террористам (у тех за спиной 150000 м.куб. сжиженного газа), зато пираты могут расстреливать их по выбору.
Захваченного ими морпеха (!) никто из пиратов, по сути, не контролирует – он чуть ли не свободно гуляет по танкеру и вступает в музыкальные диспуты с молодым пиратом Калашом (да-да, имя ему дали в честь знаменитого оружия). Хорошо, что среди сомалийцев-мусульман есть наши единомышленники – выпивающий повар и его брат рэпер, который рассказывает благостную историю о том, как один из его друзей попал в тюрьму в Голландии, а по выходу стал ее гражданином. После того как повара-алкаша на веревке опустили за борт освежиться и акула откусила ему ноги, Калаш МС хочет отомстить фанатикам-соплеменникам, решает помогать Ежову и мечтательно говорит: “Я хочу в тюрьму в России!”. Ежов, тем временем, тягает с кухни баллоны с питьевой водой и умудряется передавать ее морякам в машинное отделение.
К штурму морпехи во главе с майором Тарасовым (Денис Никифоров) готовятся основательно – репетируют захват на своем корабле, хотя в бинокль пираты могут наблюдать за этим во всех подробностях. Капитан “Орлова” тем временем развлекается со своим полосатым котиком. Виктор Сухоруков сыграл этакого царского адмирала-барина, нарушающего все возможные флотские инструкции, но строго карающего своих подчиненных за их несоблюдение. К этому времени как-то вдруг выясняется, что на танкере можно пользоваться газосварочным аппаратом и простые сомалийские селяне тут же начинают вырезать дверь в машинное отделение. Оказывается, можно взрывать и гранаты. Поэтому, пока морпехи занимают позиции по науке и манипулируют пальцами рук в полной тишине, отчаявшиеся моряки танкера выбегают с ломиками и молотками и устраивают кровавое побоище с пиратами. “Безобидного” морпеха Саню ведут на расстрел и он сокращает численность пиратов на три единицы, а Калаш МС закрывается в рубке на капитанском мостике и исполняет боевой рэп по громкой связи. Наши побеждают, а генералы в Москве сетуют: “Жалко, что не на день ВМФ! Зато на День Победы!”
РЕЗЮМЕ: “22 минуты” является очень отдалённым потомком таких классических советских кинохитов как «Одиночное плавание», «Пираты XX века». Беда в том, что всем этим картинам «22 минуты» однозначно и безоговорочно проигрывает по всем статьям – прежде всего своей несуразностью и, в некоторых эпизодах, наивностью. Режиссер ведь снимал не документальное кино и ничто не мешало ему несколько приукрасить реальные события. Я уж не говорю о дурашливой манере изложения, когда речь идет о морпехах – чего только стоят солдафонские шутки прапорщика Могилы про “Газпром” и про питерский “Зенит”. Если в российской армии такие вояки (пьющие в кубриках водку кружками и муштрующие салаг в боевом походе) – тревожно становится за простых россиян…
Специально для STARBOM.com Николай Лежнев