О ЧЕМ КИНО: отец Джеймс Лавелль готовится исповедовать прихожанина, но слышит: “Я узнал вкус спермы в 7 лет, когда меня орально и анально изнасиловал настоятель церкви. Я хочу отомстить, но нет никакого смысла убивать плохого священника. Убить хорошего – вот шок! Отец, я убью вас через неделю на пляже”. Джеймс узнает говорившего по голосу, а поскольку тот не захотел отпущения грехов, имеет полное моральное право заявить на него в полицию. Однако Лавелль отказывается от этой мысли и у него есть неделя, чтобы привести в порядок свои дела…
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: к истории мученика, живущего среди грешников, обращались и будут обращаться множество авторов разной степени таланта, по-разному интерпретируя сюжет самой издаваемой книги в мире. Вопрос здесь всегда в акценте, в том, что именно автор хочет сказать. Джон МакДона в своем высказывании предельно серьезен. Именно так. Несмотря на обилие жесткой иронии, режиссер абсолютно серьезно высказывается о необходимости уметь прощать, жить по совести, о добродетелях и прочее. Пусть делает он это на языке едкого черного юмора, ну так что же с того? Ведь это просто его язык, на котором он умело и четко доносит до зрителя свою мысль. Однако, вот здесь и возникает вопрос: а что же это за мысль? О чем хочет сказать нам автор? Фильм получил приз христианских организаций на Берлинском фестивале-2014. Но, как мне показалось, более яркого манифеста против никчемности и ненужности религии – еще поискать. В исполнении харизматичного актера Брендана Глисона отец Джеймс Лавелль предстает специалистом широкого профиля. Он и в литературе знаток и, общаясь с престарелым писателем (М. Эммет Уолш), спрашивает: “Как ваш шедевр?” – “Не “Уллисс”, конечно, но тоже сойдет!” – “Так о любых книгах можно сказать!”. И в картинах он разбирается, понимая на какие дорогие полотна мочится эксцентричный, но несчастный миллионер Майк Фитцжеральд (Дилан Моран). А когда робкий девственник Майло (Киллиан Скотт) размышляет: “То ли с собой покончить то ли в армию пойти?”, со знанием дела обсуждает с ним тонкости мастурбации. И к тому же он всегда заботился о дочке Фионе (Келли Райлли): “Я не был плохим отцом. Например, ни разу тебя не ударил!”…
Тем временем практически все жители городка показательно грешны. Мускулистый афроангличанин Симон (Исаак Де Банколе) трахает всех особей женского пола в округе, а доктор Фрэнк Харт (Эйден Гиллен) говорит что не прочь развлечься с вдовушкой, у которой только что умер муж. Вероника Бреннан (Орла О’Рурк) в присутствии супруга ищет возможность перепихнуться. И прямо в баре, после дорожки кокаина, просит отпустить ей грехи. Малолетний церковный служка обманывает наивного отца Лири и ворует вино, что дает повод Джеймсу Лавеллю бурчать: “Отец Лири не осознает всю глубину твоей маккиавелиевской злокозненности”.
Но хороший человек – это не профессия и, судя по всему, отец Джеймс всем надоел своими увещеваниями. Хотя он и ездит на вполне приличном кабриолете, для Лавелля становится шоком, когда местный гей Лео заявляет, что его услугами охотно пользовался епископ, вышестоящий начальник Джеймса. Усугубляет ситуацию доктор Харт своими рассказами про глухонемого, слепого и парализованного мальчика, а также бармен, своими словами: “Ваше время прошло, а он никак не поймет”. Чуть только Лавелль пытается их запугать, так сразу получает по лицу. Кто-то поджигает церковь и мясник-рогоносец Бреннан (Крис О’Дауд) предполагает, что это румыны. “Откуда здесь румыны?” – “Румыны всегда откуда-то возьмутся”. Отец Джеймс пытается их защитить и предполагает: “Это мог устроить тот у кого зуб на церковь”, на что получает убийственный ответ: “Так это же пол-страны!”…
Главным украшением фильма, безусловно, является игра Брендана Глисона (“Храброе сердце”, “Грань будущего”) Сыгравший главную роль и в дебютной работе Джона Майкла МакДоны, фильме «Однажды в Ирландии», Брендан Глисон является одним из уникальных актеров, умеющих при минимуме текста выражать максимально точно состояние персонажа. Его герой не произносит длинных и пафосных речей, изобличающих грешников. Все его отношение, все душевные терзания читаются во взгляде, усталом выражении лица, в жестах и мимике. Роли второго плана также весьма удачны: особенно запоминается Келли Райли в роли дочери главного героя, благодаря своей необычной внешности сыгравшая в фильмах “Шерлок Холмс”, “Экипаж” и французской “Китайской головоломке”. Убедителен Эйден Гиллен в роли циничного врача (актер хорошо известен как Мизинец из сериала «Игры престолов» и по фильму “Темный рыцарь: возрождение легенды”). Интересно, что одну из важных эпизодических ролей в фильме сыграл сын Брендана Глисона, Донал (Билл Уизли из “Гарри Поттера”).
РЕЗЮМЕ: у каждого зрителя всегда будет свое собственное мнение и такой фильм, как «Голгофа», бессмысленно оценивать по критериям сюжет/актерская игра/юмор, хотя и так ясно, что фильм поставлен настоящим мастером. Возможно, фильм «Голгофа» – это беседы о самом важном, в которых Джону МакДона каким-то образом удалось избежать банальных слов и подобрать для них новую форму иносказания – через горькие, циничные, но от того не менее смешные шутки.
Специально для STARBOM.com Николай Лежнев