Фильм «Мастер» – Том Круз дает добро!

Назад
НОВИНИ

С 14 февраля в прокат вышел новый фильм Пола Томаса Андерсона о зарождении сайентологии…

 

 

Андерсон снимает не часто, но «Нефть» и «Ночи в стиле буги» (с Марком Уолбергом, любующимся в зеркало своим огромным членом)  остались в памяти надолго.  Премьера «Мастера» (более точный перевод – «Учитель») состоялась в сентябре 2012 года на 69-м Венецианском кинофестивале. Ещё до выхода в прокат критики окрестили фильм одним из ключевых претендентов на премию «Оскар» 2013 года. Актёры Хоакин Феникс и Филип Сеймур Хоффман были признаны лучшими на Венецианском смотре, а режиссёр Андерсон там же удостоился «Серебряного льва» за лучшую режиссёрскую работу. Исполнители всех трёх ключевых ролей в картине — Хоакин Феникс, Филип Сеймур Хоффман и Эми Адамс — за свои актёрские работы выдвигались на премии «Оскар» и «Золотой глобус». Тем удивительнее, что при бюджете 32 млн.$ почти за пол-года он собрал всего-то 25 млн.$.                                                                                                                                                                                                  По этому поводу сейчас можно говорить все, что угодно. К примеру, американская премьера картины встретила практически единогласное одобрение критиков и даже публиковались реплики о том, что «Мастер» — лучший фильм П. Т. Андерсона и буквально второй «Гражданин Кейн» – но иностранные обозреватели были более сдержаны, заявив, что шумиха возле фильма преувеличена.  Возможно, Джереми Реннер был бы более убедителен в роли, которую в итоге сыграл Хоакин Феникс, а Риз Уизерспун лучше справилась бы с ролью, которая досталась Эми Адамс. Были и финансовые трудности и слава богу, что в феврале 2011 года дочь миллиардера Ларри Эллисона, Меган, согласилась стать продюсером «Мастера».   Еще бы! Со-основатель и глава корпорации Oracle       в 2012 году был третьим в списке миллиардеров с 41 миллиардом $.                                                                                                                                                                                             Том Круз, известный саентолог и близкий друг Андерсона, был недоволен тем, под каким углом режиссёр взглянул на тему зарождения саентологии. Ведь режиссер признавался, что при написании сценария пользовался биографией Рональда Л. Хаббарда, основателя саентологии.  Чтобы избежать конфликта, Андерсон показал ему рабочую версию картины, а затем прокомментировал это так: «Он посмотрел фильм. Это останется только между нами. Все прекрасно, впрочем».  На самом деле, напрасно Круз волновался! Из фильма не совсем ясно каким образом зарабатывает, и неплохо к тому же живет, Ланкастер Додд (Ф.С.Хоффман) -могущественный и харизматичный создатель религиозного движения «Истоки». Ясно только, что находясь в положении духовного лидера и вождя, они не прочь расслабиться  и побыть немного простым веселым обывателем, а не бронзовым монументом. Тут ему вовремя подворачивается Фредди Куэлл (Хоакин Феникс – «Гладиатор»), бывший моряк с ярко выраженным посттравматическим стрессовым расстройством, что он не раз подтверждал  сливая спиртосодержащие жидкости из корабельных приборов и валяясь в невменяемом состоянии на гаубичной башне. К тому же он пытался заниматься сексом с песочной женщиной на пляже и придумал «зелье» – коктейль из тормозной жидкости, кокоса и апельсинового сока. Работая фотографом в универмаге (где шубка ручной работы из норки стоила в 50-х годах 49$) Фредди подрался с клиентом и угодил на заготовку капусты, где один из рабочих отдал концы, изведав его «зелья».                                                                              Фредди бежит от преследования родичей погибшего и попадает на корабль на котором празднуется свадьба дочери Додда. Его сын сходу принимает алкаша Фредди за ученого занимающегося временной дырой, а жена (Эми Адамс – «Маппетт-шоу) заявляет Фредди, что он вдохновил ее мужа и тот целую ночь писал  книгу. Фредди, с его импульсивностью и умением делать «зелье» для Додда, пришелся ко двору. Тот заявил: «Будешь моей морской свинкой и протеже». Таким образом и началось их совместное многолетнее сотрудничество. «Учитель» проводит экспериментальные тесты на своём подопечном, а вечерами расслабляется в его компании.                                                           Чем-то это напоминает перепетии романа Юза Алешковского «Николай Николаевич», только в книге герой-алкаш занимался донорством спермы и его ментором была привлекательная доктор медицинских наук. Как пел Высоцкий: «Настоящих буйных мало – вот и нету вожаков!». В какой-то момент понимаешь, что Фредди является диким, необузданным и агрессивным альтер-эго Ланкастера Додда, положение которого не позволяет ему делать многое! Например, избить своего оппонента, способного на общедоступной лекции разоблачить теории Додда. Или устроить потасовку с копами, приехавшими его арестовать за незаконное врачевание…                                                                                         Прекрасные работы актеров выделяют этот фильм. И если постоянный партнер режиссера Филип Сеймур Хоффман приучил нас к своим перевоплощениям (достаточно вспомнить белобрысого рохлю из «Ночей в стиле буги»  и жестокого оружейного барона из «Миссия невыполнима»)  то для Хоакина Феникса это, пожалуй, лучшая на сегодня роль. В его исполнении – это блистательный пластический этюд. Легкая сутулость, неровная походка, уголки губ, то и дело кривящиеся в ироничной ухмылке. И глубокие невероятные глаза, которые иногда, кажется, меняют цвет… И, конечно же, Эми Адамс (три номинации на «Оскар»), которую мы привыкли видеть в ролях жизнерадостных простушек. В «Мастере» она показала себя эдакой «железной кнопкой», которая с холодными глазами управляет мужем-вождем….                                                                                                                                                                                                                                  И вот  Додд говорит Фредди: «Ты не платишь аренду, идешь куда хочешь. Так иди! Иди к своей безбрежной широте и удаче. Если ты найдешь способ жить, не служа хозяину, любому хозяину – тогда расскажи нам, хорошо! Ибо ты будешь первым человеком в истории мира….»

Специально для STARBOM.com   Николай Лежнев