Фильм “Самый опасный человек” (A Most Wanted Man) “От мужчин с хорошей репутацией – никакого прока!”

Назад
НОВИНИ

24178172382587245930923291812382588245931029417524593162459317О ЧЕМ КИНО: Гамбург. В поле зрения секретного отдела по борьбе с терроризмом попадает некий Исса Карпов (Григорий Добрыгин), который пытается легализоваться в Германии и в этом ему помогает адвокат из организации “Северное убежище” Аннабель Рихтер (Рэйчел МакАдамс). По данным полиции – он чеченский террорист, но глава отдела, Гюнтер Бахманн (Филип Сеймур Хоффман) считает иначе. Иван (Исса) Карпов – сын российского генерала, наркоторговца и садиста, изнасиловавшего его мать-чеченку в 15-летнем возрасте. Исса не считает себя русским и ненавидит отца, который умер два года назад, но оставил сыну 10 млн. евро в гамбургском банке, который русские использовали для отмывания грязных денег. У Карпова нет паспорта, но есть письмо и некий “инструмент”, которые должны убедить нынешнего владельца банка Томми Брю (Уиллем Дефо) выдать деньги. Как это ни странно, Карпову не нужны грязные деньги отца. Но Бахманн решает разыграть хитроумную комбинацию, чтобы вывести из игры крупного бизнесмена и благотворителя Файзала Абдулу, который вынужден через свои фонды финансировать террористов…
РЕЦЕНЗИЯ: «Самый опасный человек»: «Information is not knowledge, mind you».
Трагедия 9/11, война в Чечне, нелегальные мигранты и глобальная сеть международного терроризма в фильме Антона Корбайна, одновременно являющегося и визионером и вдумчивым постановщиком, что видит смыслы в глубине, а не на поверхности. Для английского писателя Джона ле Карре «Самый опасный человек» становится девятой по счету экранизацией его произведений.
Некогда будучи агентом британской разведки ле Карре (он же Дэвид Корнуэлл) не понаслышке знаком со всеми перипетиями шпионской жизни, которая (как бы странно не звучало это для поклонников Агента 007) большей частью заключается в кабинетных интригах и наблюдении за подозреваемыми. В общем-то, все романы писателя об этих людях полусвета, одни из которых благородны, в другие вовсе нет. Именно моральная составляющая и трепетное отношение к своим героям и делает ле Карре уникальным автором, этот момент объединяет его с Антоном Корбайном, что также заинтересован во внутреннем мире своих персонажей и именно они становятся главным «спец. эффектом» его картин — так было в «Контроле» и в «Американце».
«Самый опасный человек» повествует о беженце из Чечни, ищущем убежище в Гамбурге, портовом городе и логистическом узле, а, следовательно, крайне интересном месте для тех, кто представляет закон и тех, кто стоит по другую сторону. Зовут нашего героя Исса (Григорий Добрыгин), а его прототипом послужил Мюрат Курназ, который провел в Гуантанамо 5 лет. Ле Карре в романе критиковал политику Джорджа Буша, а Корбайн ведет себя деликатнее, косвенно привязывая действие фильма к произошедшему 11-го сентября 2001-го года, и вводя в сюжет линию о зверствах российских военнослужащих по отношению к мирному населению Чечни.
Но Исса является лишь формальным главным героем, а фактически зрителю рассказывается история Гюнтера Бахманна (Филип Сеймур Хоффман), служащего в организации, «о которой вы никогда не слышали и не услышите». Бахманн совсем не успешен в карьерных делах, но зато он прекрасный стратег и не обделен моральными принципами. Большую часть времени в кадре будет находиться именно Гюнтер, и это, скорее всего, останется непонятным для зрителя, решившего посмотреть шпионский триллер, а получившего картину без закадровой музыки, с долгими планами и вроде бы таким ординарным «супершпионом». Фантазии здесь уступают место реализму, что делает «Самого опасного человека» невероятно напряженным и сложным фильмом.
Дебютировав с невероятным по красоте и лаконичности «Контролем» Корбайн не изменяет своему стилю, в который роман «Самый опасный человек» вписывается просто идеально. То, как изъясняется ле Карре, представляет собой антипод писательского стиля Йена Флеминга, заключающийся в переводе всех внешних, зрелищных атрибутов конфликта во внутреннюю направленность. Именно так выполнен и «Самый опасный человек». Там, где Джеймс Бонд привлекает публику гаджетами и трюками (что ни в коей мере не делает его недостойным героем), Гюнтер Бахманн располагает лишь моральными принципами и необходимостью выстраивать дипломатические отношения с различными спец. службами так, чтобы они, по крайней мере, не мешали ему выполнять свой долг.
Главная мысль произведения заключается в том, что люди со всеми их слабостями стоят по обе стороны кровавых баррикад, поэтому точный расчет и разумность никак не одержат верх. Честный Бахманн, не заботящийся о своем престиже, в конечном итоге никогда не сможет преуспеть, так как он окружен теми, кто готов сделать из любого мелкого преступника или же вовсе невиновного субъекта, самого опасного человека.
Поразительным образом все актеры у Корбайна начинают выглядеть как-то благообразно. У простушки Рэйчел МакАдамс появляется несвойственная ей утонченность. Резкие черты лица Уильяма Дефо кажутся не столь неприятными, а пухлый Филип Сеймур Хоффман и вовсе обретает флер некоего благородства и мужественности. Много вопросов вызывает то, зачем в фильме был задействован Даниэль Брюль, он красив, обаятелен и талантлив, но в «Самом опасном человеке» исполняет роль, с которой справился бы любой безымянный статист — техник связи, у которого почти нет реплик. Возможно, множество сцен с Брюлем было вырезано, иначе объяснить такое непродуктивное использование таланта не представляется возможным.
Для тех, кому сей фильм покажется скучным, имеется сходный по теме, но совершенно иной по исполнению «Код доступа «Кейптаун». Хотя прямых параллелей между «Самым опасным человеком» и «Кодом доступа «Кейптаун» провести нельзя, но, они объединены общей темой — подковерными играми шпионов, ставящими под удар, в общем-то, непричастных людей. История о Мэтте Уэстоне представляет собой luxury вариант повести о Гюнтере Бахманне, наполненный экшном и зрелищностью. Образно выражаясь, если в «Самом опасном человеке» процедура, известная как waterboarding подразумевается, то в «Коде доступа «Кейптаун» она реализуется со всеми подробностями.
Обойденный вниманием Канн, Берлина и Венеции «Самый опасный человек» впервые был показан в Сандэнс, и это кажется донельзя правильным. Корбайн играет со своим зрителем в хитроумную игру, где нет места броскости и примитивизму, это большой стиль место которому как раз на фестивале Роберта Рэдфорда, куда шоу-бизнесу путь закрыт. Если у «Самого опасного человека» и есть недостатки, то заключаются они исключительно в недостойном поведении журналистов и зрителей, делающих сенсацией то, что роль Гюнтера Бахманна стала для Хоффмана последней главной ролью. Такие рефрены недопустимы не только в моральном отношении, но и в логическом аспекте, так как хронологически после «Самого опасного человека» идут две части франшизы «Голодные игры». В общем же искусство, как известно, вечно и любому его деятелю было бы неприятно, узнай он, что некое из его творений муссируется прессой как «последнее».
Пусть Корбайн и несколько упростил произведение ле Карре (без этого наверно и не обойтись при экранизации сложносочиненного романа о подпольной жизни спец. служб), но замысел он истрактовал верно. Неприметный Гюнтер Бахманн проводит большую часть своего времени за бумагами, а работа его очень проста — он спасает мир. Скудоумие и крючкотворство тех, с кем у Бахманна общий враг, в большинстве случаев сводит его работу на нет, но он все равно почему-то никогда не отчаивается. Евгения Савкина
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: “От мужчин с хорошей репутацией – никакого прока!” Так косвенно похвалила Гюнтера Бахманна (Филип Сеймур Хоффман) Марта Салливан (Робин Райт) из посольства США за его ершистость и решительность. Но он определенно хороший и правильный человек. О принципах своей работы Гюнтер говорит следующим образом: “Мы не ждем контактов – мы их находим. И становимся для этих людей их друзьями, отцами, любовниками”. Представить в этой роли кого-то кроме Филипа Сеймура Хоффмана, просто невозможно – настолько он убедителен в этом образе. Картина Антона Корбейна определенно уникальна хотя бы тем, что в фильме про спецслужбы ни разу не стреляют и никого не бьют. Поэтому можно простить режиссеру некую приземленность героев голливудской “зажигалки” Рэйчел МакАдамс и демонического Уиллема Дефо.
P.S. в роли Ивана (Иссы) Карпова был замечен 28-летний россиянин Григорий Добрыгин, получивший известность фильмами “Черная молния” и “Как я провел этим летом”.
Специально для STARBOM.com Николай Лежнев