О ЧЕМ КИНО: по сюжету, после того как некая бомба W7 18 лет назад заморозила всю планету, уцелевшее человечество сосредоточено в одном огромном поезде, который едет по кругу через все континенты со скоростью 50 км/ч. Благодаря практически вечному двигателю, который зовут «священным», и его изобретателю Уиллфорду (Эд Харрис), люди в поезде имеют возможность выжить – снаружи царит лютый холод, лед и снег. Пейзажи в окнах поезда – фантастические (эту фантастику разработали художники картины – чехи Ондрей Неквасил и Стефан Ковачик). Человечество рассредоточено по классам — в бизнес-классе едут представители элиты, сытые буржуа, которые нежатся в бассейнах, саунах, танцуют на дискотеках, сидят в кафе и ресторанах, где подают даже суши (правда – раз в полгода), а в низшем классе – сосредоточены отбросы общества, питающиеся протеиновыми плитками. Революционерам под командованием Кёртиса (Крис Эванс) предстоит пройти через весь поезд – причем, путь их будет кровавым, с драками с применением топоров, ножей и огнестрельного оружия – и добраться до самого Уиллфорда. Известно, что это не первое восстание. Другие уже бывали, но все были жестоко подавлены…
ПОЧЕМУ СТОИТ ПОСМОТРЕТЬ: фильм от корейца Пон Чжун Хо для многих может стать совершеннейшим сюрпризом. Кино вышло с убойным саспенсом — от фильма действительно не оторвешься. Картина поставлена в модном пост апокалиптическом жанре, с эстетикой жестоких корейских боевиков в стилистике «Олдбоя». В общем, перед нами если и не самый лучший фильм 2013 года, то точно — самый оригинальный.
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: режиссер ленты, Пон Чжун Хо – известный в своем кругу мастер. Причем, картины он делает очень разноплановые. Наиболее известны «Воспоминания об убийстве» (детективная драма с открытым финалом), «Вторжение динозавра» (фантастический триллер, который сам Квентин Тарантино назвал в числе своих любимых фильмов) и «Мать» (мощнейшая драма с детективной интригой). На одну из главных ролей в новой ленте режиссер взял своего любимого актера Сон Кан Хо, который появляется практически во всех его фильмах. Здесь он играет мастера по замкам, плотно сидящего на кроноле — местном химическом наркотике. Он берет за каждый открытый замок две упаковки этого самого кронола, но копит, как выяснилось, его вовсе не с целью балдежа. Его ясновидящая дочка Юна знает, что ждет отряд отважных бунтовщиков за следующей дверью — опасность в виде вооруженной толпы или же кухня, где из тараканов варят протеиновую жратву, чтобы накормить неимущий класс.
Идеологом новой революции является Гиллиам (Джон Херт — старик без руки и без ноги, но великого духа человек). Также в картине снялся Джейми Белл в роли суматошного помощника Кертиса по имени Эдгар. И Тильда Суиндон, которую в роговых очках, парике и с зубным протезом вообще невозможно узнать – она играет министра Мэйсон и удивительно похожа на Лену из ленинградской команды КВН.
Один из рецензентов так описал то, что происходит в фильме: “Все идут только вперёд, по ходу движения поезда. Назад некуда — там зверство. Историю не повернуть, все должны вникнуть в западо-центрический прогрессизм. Поэтому помощник так-себе-героя — японец-наркоман — в итоге предлагает выход в духе буддийского абсурдизма. Выход в сторону от оппозиции «верхи-низы», в ничто, в холодную бездну. И эта модель срабатывает! Южнокорейский режиссёр-мечтатель прерывает цикличный и однонаправленный путь западной цивилизации так, как заканчивали свои пути великие цивилизации Востока. И всё возвращается в начало начал, к Адаму и Еве”…
“Похоже, фильм будет интересен только культурологам, для которых эстетическое удовольствие медийного психоанализа важнее, чем здравомысленная логика общепринятых сюжетных ходов и режиссуры. Наверное, этот сюжет будет очень интересен и внятен в более аккуратной (хоть и оголливудченной) пересъёмке. Фильм очень интересен по смысловой задумке, но отвратителен по форме. При том, что внешняя сторона кино такого типа является неотъемлемой частью его концептуального восприятия.” Полностью согласен с последним рецензентом. Фильм представляет из себя комикс в наихудшем его воплощении и неплохой сценарий полностью «запорот» режиссером работающим в совершенно непривычном для европейца пространстве. Как и в случае с «Олдбоем», ждем голливудского воплощения этого интересного сюжета. У американцев может получиться настоящий блокбастер!
P.S. Надеюсь, в грядущем американском варианте обойдется без навязчивой рекламы сигарет Marlboro Light!
Специально для STARBOM.com Николай Лежнев