О ЧЕМ КИНО: фильм рассказывает историю маленького еврейского мальчика, который живёт в Бруклине с матерью-коммунисткой и сестрой и проявляет феноменальные способности в шахматах. В четырнадцать лет он стал самым молодым за всю историю чемпионом США. Фишер одерживал победу за победой, получил звание гроссмейстера в 15 лет и вскоре выдвинулся в число сильнейших шахматистов мира. Однако его постоянно сопровождали скандалы. Будучи гением шахмат и обладателем феноменальной памяти, он совершенно не умел находить общий язык с людьми, грубо нарушал регламент соревнований, требовал привилегий и демонстративно выказывал своё недовольство. Кульминацией фильма становится турнир за титул чемпиона мира по шахматам в Рейкьявике в 1972 году, где Бобби предстояло сразиться с действующим чемпионом мира Борисом Спасским. Конечно, в картине этот матч между американцем и русским представлен не просто как бой двух гениев в интеллектуальной игре, а как ключевое столкновение сверхдержав, находящихся в состоянии “холодной войны”…
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: матч за звание чемпиона мира по шахматам 1972 года был не просто битвой между двумя талантливыми людьми, каждый из которых считал себя лучшим в своем деле, это еще и сражение между двумя великими державами и одна из самых увлекательных страниц в истории Холодной Войны. За этим матчем с замиранием духа наблюдали люди со всего мира, а для тех, кто оказался слишком молод, чтобы помнить эту историю, Эдвард Цвик снял фильм “Жертвуя пешкой”, в котором он попытался воссоздать нервную атмосферу того исландского лета. У режиссёра неплохо получилось воссоздать ключевые моменты этого легендарного матча и хорошо объяснить своему зрителю какое значение он имел, как в контексте политики, так и лично для Бобби Фишера и Бориса Спасского. Даже тому, кто совершенно не знаком с этой историей будет легко следить за ее поворотами и понимать мотивацию основных ее участников. Однако, как Эдвард Цвик не старался, у него не вышло картины с уникальной атмосферой, которая бы заставляла зрителя дрожать в ожидании финала, даже если он заранее знает исход. По какой-то причине политической подоплеки, безумия и далеко не самых рядовых актеров оказалось недостаточно для того, чтобы создать шедевр, который войдет в историю кино подобно тому, как матч за звание чемпиона мира по шахматам 1972 года вошел в мировую историю.
Стоит сказать и о том, что никакая копия не может быть так хороша, как оригинал. Эдвард Цвик не был первым режиссером, который решил рассказать историю Бобби Фишера, и до него это с гораздо большим успехом сделала режиссер-документалист Лиз Гарбус в своем фильме “Бобби Фишер против всего мира”. Вам может показаться, что Тоби Магуайер хорошо справляется с ролью безумного шахматиста, который, скорее всего, страдал параноидной шизофренией, но так вы будете думать ровно до тех пор, пока не увидите настоящего Бобби Фишера, который был в десятки раз более нервным и в тысячи раз более харизматичным. Именно эта картина захватывает как неповторимый дух того лета 1972 года, так и трагическую судьбу Роберта Фишера — ребенка-гения, посвятившего всю свою юность шахматам, и старика-безумца, так и не вернувшего былую славу. Что же касается Эдварда Цвика, то у него получилась очень прилизанная картина о шахматах, политике, паранойе и безумии, которая может заинтересовать, но врядли может удивить. Это один из тех фильмов, где все вроде бы идеально, а все равно чего-то не хватает. В картине “Жертвуя пешкой” много красивых сцен, но нет тех, что можно запомнить, много тревожных моментов, но нет тех, что на самом деле заставят вас вздрогнуть. Возможно, что для такой не традиционной личности, как Бобби Фишер, режиссер выбрал слишком традиционный подход и в конечном итоге скорее проиграл свою партию, чем выиграл.
Громкие фразы о том, что противостояние Бобби Фишера и Спасского — это одна из важнейших битв “холодной” войны, звучат в фильме Цвика для проформы, сценаристов абсолютно не волнует соперничество держав, хоть оно и проходит красной нитью сквозь всю историю. Фокус здесь сосредоточен на Фишере — человеке, который маниакально одержим игрой и в то же время очень далек от того, что происходит в мире, который не ограничивается шахматной доской. Параноик, аутист, социопат — “Жертвуя пешкой” рисует не слишком приятный портрет, при этом все-таки напоминая — этот псих прославил США.
Цвику, что интересно, удалось избежать агитационных моментов, Фишер тут хоть и главный герой, но он не обязан вызывать симпатию. Ровно так же его оппонент, Борис Спасский, не изображен воплощением вселенского зла. Пусть ему и уделено куда меньше внимания, но этого достаточно, чтобы понять позицию создателей фильма — россиянин просто играет за команду-соперника, но правда может быть и на его стороне. Причем харизма Лива Шрайбера зачастую отодвигает на второй план невротичного Магуайра — Тоби в роль вжился отлично, но очень уж породистый персонаж получился у звезды “Рэя Донована”.
Для Тоби Магуайра “Жертвуя пешкой” — очередная возможности оставить позади образ Питера Паркера, который намертво приклеился к нему после участия в трилогии Marvel. В “Великом Гэтсби” он находился в тени Леонардо Ди Каприо, теперь же солирует, пусть и в условиях серьезной конкуренции (помимо Шрайбера есть еще и великолепный Питер Сарсгаард). И параноик у Тоби получается более чем убедительный — роль не на Оскар, но определенно заставляющая выйти за пределы зоны комфорта. Двигать фигуры по доске может любой, Магуайр в отсутствие изощренной драматургии (сценарий, прямо скажем, достаточно прямолинеен) должен брать основной удар на себя и в целом справляется, времена производя действительно пугающее впечатление.
Цвик, демонстрируя напряжение и стремительный полет мысли гроссмейстеров, прибегает к олдскульным приемам: хмурые лица, пронзительная музыка, крупные планы. И это едва ли идет в минус — у режиссера получилась все-таки достаточно живая картина о, мягко говоря, не самом динамичном виде спорта. Пусть поклонники игры вряд ли будут в восторге (шахматы здесь выглядят фоном) — как не слишком амбициозная разговорная драма “Жертвуя пешкой” вполне работает, но вдали творению Цвика не хватает. Когда о гении рассказывают обычные люди зачастую так и получается — слишком просто.
РЕЗЮМЕ: коротко о картине можно сказать следующее – чтобы снять фильм про шахматы, который смотрится с интересом и напряжением даже теми, кто от шахмат далек, требуется несомненно великое кино, но в не блещущем оригинальностью подхода жанре байопиков…
Специально для STARBOM.com Николай Лежнев