Фильм “Зильс-Мария” (Clouds of Sils Maria) “Не смотри тот фильм – это экранизация Толстого, а продюсеры – немцы!”

Назад
НОВИНИ

239663623898812407004247398438987824739852389877О ЧЕМ КИНО: в восемнадцать лет Мария Эндерс (Жюльет Бинош) с успехом дебютировала в пьесе “Змея Малойя”. Она исполнила роль Сигрид, амбициозной девушки с непреодолимым обаянием, которая сначала очаровала, а потом довела до самоубийства взрослую женщину по имени Елена. Эта роль изменила ее жизнь. Она снималась во множестве заметных лент и может с легкостью рекомендовать своей ассистентке Валентине (Кристен Стюарт): “Не смотри тот фильм – это экранизация Толстого, а продюсеры – немцы!” Более двадцати лет спустя, на пике славы, Марию приглашают в Цюрих на церемонию вручения престижной награды от имени автора и режиссера, которому она обязана своим ранним признанием, Вильгельма Мельхиора, живущего ныне отшельником в швейцарской деревне Зильс-Мария. Но неожиданная смерть последнего за несколько часов до церемонии погружает Марию Эндерс в круговорот времени, прошлое, которое никогда не спит, возвращается. Перспективный театральный режиссер Клаус Дистервег (Ларс Эйдингер) приглашает Марию снова сыграть в “Змее Малойи” и предлагает ей роль…Елены. Роль Сигрид предназначается юной infant terrible Голливуда Джо-Энн Эллис (Хлоя Грейс Морец)..
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: фабула картины вращается вокруг пьесы «Змея Малойи», специально придуманной для фильма. Она повествует о безграничной любви одной и неописуемом коварстве другой. О грани, перейдя которую, мы становимся либо пешкой, либо ферзем в отношениях. Первая постановка отгремела больше 20 лет назад, уже скончался ее автор и настала пора освежить взгляд на работу. И кто как не Мария Эндерс (Жюльет Бинош) должна сыграть «Зрелость», ведь именно она играла столько лет назад «Юность», доставшуюся на этот раз Джо-Энн Эллис (Хлоя Грейс Морец).Неслучайно пьеса имеет такое название, так называют облака скользящие сквозь горные высоты, подобно огромной змее. Данная аллегория отсылает нас к биологии этих существ, ведь им необходимо сбрасывать старую шкуру, как и Марии, которой необходимо переосмыслить свои взгляды на новую роль. Сей процесс проходит со скрипом и на помощь ей выступает Валентина (прекрасно сыгранная Кристен Стюарт) – ассистентка, помогающая в репетициях и рассматривающая персонажа со всех точек зрения.
На выходе получилось очень женское двухактное кино (вопреки трейлеру, лесбийская тема тут практически не улавливается) про отношения эксцентричной штучки Джо-Энн , флегматичной Валентины  и противоречивой Марии . При этом Бинош и Стюарт мы видим на экране львиную долю времени. Удивительно, как радикально меняется Мария по мере развязывания сюжета: в первом акте эта женщина предстаёт в образе дивной кинозвезды в элегантном платье, а во второй части картины она, уже согласившись на роль злосчастной Елены, превращается в неврастеничную и слегка мужеподобную даму. С момента этого преображения женственность тонко противопоставляется маскулинности, роскошные локоны сменяются стрижкой «под мальчика», а убеждённость в собственных силах уступает предательской неуверенности. Постепенно граница между реальностью и игрой размывается, и Мария фактически превращается в ту, которую она откровенно презирала, потому что боялась. Боялась ею стать. Круг замкнулся, и осознание того, что тебя уже вовсю атакуют морщины, пока каждую минуту расцветает твоя юная замена, безжалостно ударяет по голове. Именно женщины тяжелее всего принимают свой возраст. В особенности это вдвойне тяжелее даётся тем женщинам, которые зарабатывают своей внешностью. Пожалуй, только великое мужество способно помочь примириться с этим фактом и при этом не удариться во все тяжкие. Бинош убедительно играет Марию, которая в свою очередь не менее доподлинно воплощает образ Елены. Получается солидная такая матрёшка. Очевидно, что в какой-то степени Жюльет Бинош играет саму себя, в том плане, что её нынешнее положение во многом перекликается с жизненным статусом Марии (зрелый возраст, наступающие на пятки молодые старлетки, сложные и многогранные роли в фильмографии). Без самоиронии и самоэксплуатации достоверно отыграть эту роль не получилось бы, поэтому это даже больше чем бенефис. Это откровение!
Специально для STARBOM.com Николай Лежнев